Шальская групповая система - это один из наиболее старых поселенческих кластеров на
территории Пудожского района (Восточного Обонежья), расположенный в устье реки Водлы
при ее впадении в Онежское озеро (рис. 9.3) [1, с. 115; 2, л. 4, 5; 3, карта]. Шальский
погост упоминается в качестве Олонецкой вотчины Юрьева монастыря и одновременно в
качестве владений "Великого Князя" в уже называвшейся автором ранее "Обводной книге
Юрьева монастыря 1391 г.". Однако необходимо сказать и о том, что, по мнению историка
Н.С.Шайжина, "эти же земли Юрьева монастыря …под общим названием земель "на Волоце"
разумеются еще в грамоте Иоанна Калиты (всероссийский Вел. Князь с 1328 по 1340 г.)". И
приведенные Н.С.Шайжиным доказательства выглядят достаточно убедительными [5, с. 2].
Позднее в конце XVI века в писцовых книгах Андрея Плещеева 1582-1583 годов упоминаются
"Спасского-ж погоста Шальскаго Настасьинские волостки Григорьева Царевы и Великаго князя
деревни оброчные по р. по Шале в низ по обе стороны. Дер. у погоста на р. на Водле", а
также деревни "на р.р. Малой Водлице, Большой Водле и Трестянке". А из документом Юрьева
монастыря известно также, что в конце XVII века в числе его "Олонецких вотчин"
наличествовал "Шальский Спасский погост при р.Водле", а в нем "Нигижемская волость", к
которой в это время относились деревни "Зеховская, Усовская и Трестянка" [5, с. 12, 14].
Шальская групповая система поселений примечательна еще и тем, что в ней "по свидетельствам
от 1-ой половины XVI столетия" существовал мужской монастырь. Но, как отмечал в своей
работе историк Н.С.Шайжин, "об основателе и времени основания этого монастыря сведений
не имеется". По утверждению Н.С.Шайжина, первый раз Шальский Спасский монастырь
упоминается под 1505 годом. От этого времени сохранилась "разводная грамота на земли
Вяжицкому и Юрьеву монастырям", а "грамоту эту писал дьяк с Юрьевские стороны Нектарей
Шальского монастыря святаго Спаса". Как пишет далее в своей работе Н.С.Шайжин,
"существование в Шале Спасопреображенской церкви в 1537 году подтверждается тяжебным
делом Муромского монастыря с Палеостровским (в 1537-39 гг.)" [5, с. 17].
Из "платежной о поземельных деньгах", взятых крестьянином "Юшко Митолфановым сыном … у
Спасскаго игумена у Еуфимия с братьею", становится известно о существовании Спасского
мужского монастыря в Шале и в 1548 году. Позднее, по описи 1582 года в Шале значился
уже "Спасский мужско-женский монастырь", а "на погосте была церковь Преображенье
Господне, да церковь Успение Св. Богородицы деревянные. Да на монастыре келья Игумена
Кирилла, да 4 кельи, а в них живут черноризцы, да 6 келей пустых, да за монастырем 5
келей, а в них живут 5 стариц черноризц" [5, с. 17-18].
Примечательно, что Шальский Спасский монастырь владел и землей: "пашни пашут игумен с
соборяны 3 чети с третником в поле, а в дву потомуж; сена 15 копен треть обжи". "После
же Литовского разорения", - отмечал Н.С.Шайжин, - "Шальский монастырь обратился в
приходскую церковь", поскольку писцовая книга 1628 г. говорит о нем, как лишь о
существовавшем: "да на погосте же и за погостом 16 мест келейных, а живали на тех местах
в кельях старцы и старицы". А из "белых Шальских священников конца XVI в." по писцовой
книге Плещеева известен Тит Маковеев, имевший для "торговли рыбою и мелким товаром два
амбара под клетью, да под горницею" [5, с. 18].
Следующим по времени документом является упоминавшаяся автором ранее "Ведомость" о
церквях и монастырях 1798 года, согласно которой "в Шальском погосте церквей" было
"две, первая Успения Богоматери, вторая Преображения Господня, в 20-ти верстах от
Негижмы" [6, л. 64]. А, судя по "Ведомости" за 1890 год, на погосте уже находилась
одна церковь "во имя Преображения Господня", построенная в 1850 году "усердием прихожан
с помощью благотворителей" и заменившая собою два упоминавшихся выше и, очевидно,
пришедших в ветхость храма. Новая церковь была "деревянной, обита тесом с таковою же
колокольнею" и на 1898 год значилась достаточно "крепкой". А престолов в ней было три:
"в настоящей холодной" церкви – "во имя Преображения Господня" и в приделе теплом –
"во имя Успения Божией Матери" и "во имя Святых Апостолов Петра и Павла" [7, л. 37].
Помимо церкви "при устье реки Водлы в заливе Онежского озера, от церкви в 3-х верстах"
находилась деревянная, "неизвестно когда построенная" часовня "во имя Нерукотворного
Образа" с богослужением 16 августа [тамже]. К 1992 году обе упомянутые архитектурные
доминанты вместе с деревней Мошниковской оказались утраченными, вследствие чего функцию
планировочного ядра системы приняла на себя застройка поселка Шала.
На 1843 год в составе Шальской групповой системы насчитывалось уже 8 поселений (рис. 9.3).
Композиционным ядром этого поселенческого кластера долгое время являлся Шальский погост,
расположенный у мест слияния реки Шалицы и Водлы, в деревне Теребовской (рис. 9.3-1), к
которой практически вплотную примыкала деревня Белоглазовская (Низовская) (рис. 9.3-2). К
северу вверх по реке Шалице почти друг за другом размещались деревни Зеховская (Зехова)
(рис. 9.3-3), Гагарская (Гагарка, Гагорка) (рис. 9.3-4) и ныне исчезнувшая деревня
Мошниковская (Мошниковска) (рис. 9.3-5). К востоку от погоста вверх по реке Водле
находилась деревня Прилуцкая (Куликова, Михалевец) (рис. 9.3-6), а вниз по реке до
Водлинского залива Онежского озера протянулись деревни Трестянка (Трестянская)
(рис. 9.3-7) и Усовская (Усова) (рис. 9.3-8) [4, №№ 3869-3872, 3877-3880; 8, л. 23об.]. В
30-х годах XX века на левом берегу реки Водлы ниже деревни Трестянки появились поселки
Первомайский (рис. 9.3-9), Лесозавод (рис. 9.3-10) и Ростань (Устье) (рис. 9.3-11), а
на правом берегу – поселки Пристань (рис. 9.3-12), Красноармейская (рис. 9.3-13) и
Громовка (рис. 9.3-14), слившиеся к середине XX века в единый поселок Шальский [1, с. 115;
2, л. 3, 5].
Библиография:
1. Атлас Карельской АССР. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете
Министров СССР, 1989. - 40 с.
2. Карта. Прионежье. Карта масштаба 1:200000, составлена и подготовлена к печати ЛКФ
в 1992 г. - 5 л.
3. Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XYI веке, с приложением карты //
Записки императорского географического общества. Кн. YIII. - СПб., 1853. - 650 с., карта.
4. Олонецкая губерния: Статистический справочник / Статистическое Бюро Олонецкой
Губернской Земской Управы. - Петрозаводск: "Северная скоропечатня" Р.Г.Кац, 1913. - 348 с.
5. Шайжин Н.С. Старая Пудога с XIV по XVIII век (историко-бытовой очерк). - Петрозаводск:
Олонецкая губернская типография, 1906. - 46 с.
6. НА РК, ф. 25, оп. 1, д. 28/1. 1848. "Дело об обозрении благочинными церквей епархии
в 1898 году". - 333 л.
7. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/325, 1890 г. "Формулярные ведомости о церквах 1-го
благочиннического округа Пудожского уезда". - 93 л.
8. НА РК, ф.33, оп.26, д.5/63, 1843. "Хозяйственное статистическое описание казенных
деревень Пудожского уезда". - 53 л.
|