Архитектура Российского Севера Архитектура Российского Севера
Главная Субрегиональные системы расселения Групповые системы населенных мест Историко-архитектурные комплексы
Жилые дома
Хозяйственные постройки и сооружения
Культовые постройки и сооружения
Прочие постройки и сооружения
Карты
Библиография
Примечания
Фотогалерея
Исследовательский раздел
Поиск

Римская (Пудожгорская) ГСНМ

Место расположения: Восточное Обонежье, Пудожский район



Римская (Пудожгорская) ГСНМ расположена в северо-западной части Восточного Обонежья, занимает природную возвышенность, отстоящую на расстоянии около двух километров от побережья Онежского озера, и относится к числу поселенческих кластеров с иерархическим двухуровневым соподчинением структурных элементов (рис.2, 6.2) [1, с. 100; 2, л. 5; 3]. Из архивных источников известно, что на 1890 год в составе Римского поселенческого кластера насчитывалось 9 деревень: Поповская (ныне утрачена) (6.2-1), Горская (6.2-2), Подгорская (6.2-3), Угловская (Угольская) (6.2-4), Семеновская (6.2-5), Римская (6.2-6), Королевская (6.2-7), Мокиевская (Мокеевская) (6.2-8) и Ульяновская (6.2-9). Во всех 9 деревнях существовал 141 крестьянский двор с населением в 755 человек (353 мужчины и 402 женщины) [94, л. 61об.].

Из "ведомости" о церквях и монастырях 1798 года известно, что "в 15-ти верстах от Пещанского" погоста (ныне поселок Песчаное – П.М.) "на Пудожгорской Горе" стояла церковь Великомученика Георгия [5, л. 64], неизвестно когда построенная, но просуществовавшая, согласно "Ведомости ... Повенецкого уезда Пудожгорского самостоятельного прихода за 1890 год", до 1819 года. На ее месте "тщанием прихожан и усердием доброжелателей" была построена новая одноименная церковь, которая была "зданием каменная с таковою же колокольнею" и имела два престола: в настоящей церкви – "во имя Святого Великомученика Георгия" и в приделе – "во имя Преподобного Варлаама Хутынского" [7, л. 58]. Но, видимо, при строительстве церкви были допущены какие-то ошибки, поскольку из "рапорта Благочинного Повенецкого Петропавловского собора", датируемого первой половиной 1854 года, известно, что в это время Пудожгорская Георгиевская каменная церковь предполагалась к исправлению [6, л. 66].

А из материалов натурного обследования 1992 года следует, что на месте каменного храма уже существовала деревянная церковь "во имя Святого Варлаамия", построенная предположительно в самом конце XIX или в начале XX веков. По своему общему объемно-планировочному решению она принадлежит к числу трехчастных разношироких и разновысоких церквей с горизонтальной продольной осью развития и включает: главное молитвенное помещение, пятигранный алтарь и притвор-сени, к которому ранее примыкало крыльцо с западным входом и одновсходной лестницей под самостоятельной двухскатной крышей [4].

Главное помещение деревянной церкви было покрыто вальмовой четырехскатной стропильной крышей, усложненной по четырем сторонам декоративными трапециевидными фронтончиками и в прошлом венчавшейся луковичной главой на круглом барабане. Над алтарем была устроена вальмовая пятискатная стропильная крыша, ранее, предположительно, также увенчанная главой или крестом. Снаружи церковь была обшита горизонтальной калеванной доской на заводских гвоздях с устройством под крышей прямоугольного двухступенчатого карниза [тамже].

Из упомянутой выше "ведомости" 1890 года также известно, что роль локальных доминант в Римской групповой системе ранее выполняли 6 часовен. Первая часовня "во имя Святых Мучеников Кирика и Улиты" находилась при деревне Ульяновской "на расстоянии от церкви в полуверсте" (6.2-9), а богослужение в ней отправлялось 15 июля. Вторая часовня "в честь Успения Божьей Матери" с богослужением 15 августа стояла при деревне Мокиевской "в расстоянии от церкви в четверть версты" (6.2-8). Третья часовня "во имя Святых мучеников Маккавеев" с богослужением 1 августа размещалась при деревне Королевской "на расстоянии в четверть версты от церкви" (6.2-7). Четвертая часовня "в честь Воздвижения Креста Господня" с богослужением 14 сентября размещалась при деревне Угловской "в полуверсте от церкви" (6.2-4). Пятая часовня "во имя Макария Уножского Желтоводского Чудотворца" с богослужением 2 июля, поправленная в 1888 году, находилась при деревне Семеновской "на расстоянии одной версты от церкви" (6.2-5). И, наконец, шестая часовня "во имя Преподобного Александра Свирского Чудотворца" с богослужением 30 августа размещалась при деревне Римской "на расстоянии в четверть версты от церкви" (6.2-6). Все шесть часовен "зданием были деревянные, крепкие, когда и кем построены неизвестно" [7, л. 59-59об.].

Разбросанность отдельных деревень и их разнодворность в сочетании с пересеченным рельефом способствовали формированию в Римском поселенческом кластере пространственно-структурированной системы с иерархическим соподчинением отдельных поселений в двух уровнях.

Библиография:

1. Атлас Карельской АССР. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1989. - 40 с.

2. Карта. Прионежье. Карта масштаба 1:200000, составлена и подготовлена к печати ЛКФ в 1992 г. - 5 л.

3. Карта СССР в масштабе 1:2500000. Лист 11. - М.: ГУГК при Совете Министров СССР, б/г. - 1 л.

4. Материалы к инвентаризации памятников истории и культуры Карелии: Обоснование для принятия на учет вновь выявленных историко-архитектурных объектов Пудожского района / Республика Карелия, Петрозаводский гос. ун-т, НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры РК. - Петрозаводск, 1993. - 64 с. (Архив НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры РК, инв. № 1-108(16)В2).

5. НА РК, ф. 25 оп. 1, д. 1/1, 1797. "Дело об отошедших от Архангельской Епархии к Новгородской церквей 1797-го года". - 136 л.

6. НА РК, ф. 25, оп. 1, д. 34/14, 1854-1855. "Дело по рапорту Благочиннаго Александра Мегорского о обозрении церквей вверенного ему округа (15.04.1854-28.02.1877)". - 97 л.

7. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/325, 1890 г. "Формулярные ведомости о церквах 1-го благочиннического округа Пудожского уезда". - 93 л.

 
 
Гостевая книга Назад Вперед