Песчанская ГСНМ расположена в северо-восточ-ной части Пудожского района (Восточного
Обонежья), на побережье Онежского озера, в месте впадения в него реки Сенной и относится
к разряду поселенческих кластеров с линейной формой пятна застройки (рис.2, 6.3) [1,
с. 99; 2, л. 5; 3]. Согласно "Хозяйственному экономическому описанию казенных деревень
Пудожского уезда" в составе Песчанской ГСНМ в 1843 году существовало 5 поселений:
Крежевская (Кряж Правосудов, Заречье) (6.3-1), Костинская (Костина, Большая, Большая
деревня) (6.3-2), Конновская (Кононовская) (6.3-3), Северская (Сиверская) (6.3-4) и
Харинская (Заречье) (6.3-5) [4, №№ 3570-3572, 3574-3575; 8, л. 52; 9, с. 15об.]. В целом
в Песчанском межпоселенческом образовании к середине XIX века насчитывалось 95
крестьянских домов с населением в 624 человека (295 мужчин 329 женщин) и 29 риг. В
крестьянских хозяйствах при этом имелось 165 лошадей, 320 коров и 275 овец [9, с. 15об.].
А к 1890 году число дворов уже увеличилось в 1,2 раза и составило 111 хозяйств, в которых
проживало 1013 человек (486 мужчин и 527 женщин) [8, л. 52].
Из "Ведомости о церкви Песчанского прихода за 1890-й год" также известно, что в приходе
наличествовала построенная "тщанием прихожан" в 1650 году церковь, "зданием деревянная,
с таковою же колокольнею, крепкая", с одним престолом "во имя Святого Великомученика
Георгия", которая упоминается еще в "ведомости" о церквях и монастырях 1798 года как
церковь "в Пещанской волости Великомученика Георгия в 20-ти верстах от Купецкаго"
погоста [7, л. 64]. Рядом с ней стояла возведенная тоже "тщанием прихожан" в 1870 году
теплая церковь с одним престолом "во имя Благовещения Богородицы". Вторая церковь также
была "зданием деревянная", но "снаружи обшита тесом и выкрашена белилами" [8, л. 52-53].
В перечисленных деревнях Песчанской групповой системы к концу XIX века помимо двух церквей
имелось пять деревянных крепких часовен, "когда и кем построенных неизвестно". Первая
часовня "во имя Присхождения древ Честнаго Креста Господня и Святого Мученика Маккавея"
с богослужением 1 августа находилась при деревне Сиверской "в 1 версте от церкви" (рис.
6.3-4). Вторая часовня "во имя Казанской иконы Божьей Матери" с богослужением 8 июля
была "в 100 саженях от церкви" при деревне Конновской (рис. 6.3-3). Третья часовня "во
имя Тихвинской иконы Божьей Матери" с богослужением 26 июня стояла "в 300 саженях от
церкви при деревне Харинской" (рис. 6.3-5). Четвертая часовня "во имя Воздвижения Креста
Господня" с богослужением 14 сентября размещалась при деревне Костинской "в 100 саженях
от церкви" (рис. 6.3-2). И, наконец, в 30 саженях от церкви на приходском кладбище
имелась часовня "во имя Святой Великомученицы Параскевы". Богослужение в ней
отправлялось "по древнему обычаю ... в Ильинскую Пятницу и на могилах" служились
"литии" (литургии - П.М.) [там же, л. 53-53об.]. Вместе с тем, расположение отдельных
поселений было настолько плотным, что погост фактически довлел над всем пятном застройки
групповой системы, оттесняя часовни на второй план и отводя им роль микролокальных
акцентов.
А по поводу линейной формы пятна застройки Песчанской ГСНМ можно сказать, что на ее
образование оказала существенное влияние гужевая дорога Пудож-Пове-нец, пролегавшая
вдоль побережья Онежского озера через Авдеево, Римское и Пяльму в границах Восточного
Обонежья (рис.2), а далее через Челмужи, Лобское и Габсельгу на территории Северного
Обонежья (рис.1-15) [1, с. 84-85, 99-100, 115-116; 2, л. 4, 5; 3]. По ней в прошлом
осуществлялась перевозка разнообразных товаров (уклада, железных изделий, мехов, рыбы и
льна) для продажи на Шунгской крещенской ярмарке [5, с. 126, 213, 239-240].
О древности этого сухопутного пути свидетельствуют и грамоты 1674-1681 годов "на Олонец
по поводу злоупотребления таможенных повенецких голов", собиравших у пудожских крестьян
таможенные сборы в "Государеву казну". "Приезжают они в Спасской Шальской и в Никольской
Пудожской погосты и в выставки в Нигижемскую и в Купецкую и в Отовозерскую волости
погодно ... ", - писали крестьяне-жалобщики, - "и стоят многие дни человек по 10 и
больше, и пьют и едят и подводы емлют у монастырских и у Государевых крестьян всякому
человеку по подводе да под запас подводы-ж … и по подводе емлют в обе стороны - от
Повенца едучи и назад на Повенец – и в бездорожье многих лошадей замучат" [6, с. 37].
Библиография:
1. Атлас Карельской АССР. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете
Министров СССР, 1989. - 40 с.
2. Карта. Прионежье. Карта масштаба 1:200000, составлена и подготовлена к печати ЛКФ в
1992 г. - 5 л.
3. Карта СССР в масштабе 1:2500000. Лист 11. - М.: ГУГК при Совете Министров СССР,
б/г. - 1 л.
4. Олонецкая губерния: Статистический справочник / Статистическое Бюро Олонецкой
Губернской Земской Управы. - Петрозаводск: "Северная скоропечатня" Р.Г.Кац, 1913. - 348 с.
5. Очерки истории Карелии. Т.1. - Петрозаводск: Госиздат КАССР, 1957. - 430 с.
6. Шайжин Н.С. Старая Пудога с XIV по XVIII век (историко-бытовой очерк). - Петрозаводск:
Олонецкая губернская типография, 1906. - 46 с.
7. НА РК, ф. 25 оп. 1, д. 1/1, 1797. "Дело об отошедших от Архангельской Епархии к
Новгородской церквей 1797-го года". - 136 л.
8. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/325, 1890 г. "Формулярные ведомости о церквах 1-го
благочиннического округа Пудожского уезда". - 93 л.
9. НА РК, ф.33, оп.26, д.5/63, 1843. "Хозяйственное статистическое описание казенных
деревень Пудожского уезда". - 53 л.
|