Архитектура Российского Севера Архитектура Российского Севера
Главная Субрегиональные системы расселения Групповые системы населенных мест Историко-архитектурные комплексы
Жилые дома
Хозяйственные постройки и сооружения
Культовые постройки и сооружения
Прочие постройки и сооружения
Карты
Библиография
Примечания
Фотогалерея
Исследовательский раздел
Поиск

Колово-Ножевская ГСНМ

Место расположения: Восточное Обонежье, Пудожский район



Колово-Ножовская ГСНМ расположена в непосредственной близости от города Пудожа, в широко разливающейся в осенне-весеннее время, живописной пойме реки Водлы и является примером поселенческого кластера смешанного подтипа (рис.8.1) [1, с. 116; 2, л.4, 5]. Ее композиционным центром служила располагавшаяся на левом берегу Водлы священная роща с кладбищем, на котором размещались шатровая церковь и отдельно стоящая колокольня, детально обследованные архитектором А.В.Ополовниковым еще в 1949 году [4, с. 86-87].

Согласно "Ведомости о церкви приписной кладбищенской, во имя Казанской Божия Матери при деревни Росляковской за 1890 г." эта церковь была построена в 1787 году "тщанием окружных жителей" и была "зданием деревянная, обшитая тесом и выкрашенная, с таковою же колокольнею, крепкия". Престолов в ней было два: "в настоящей холодной - во имя Казанския Божия Матери, в приделе теплом - во имя Тихвинския Божия Матери" [7, л. 2; 8, л. 10]. Через 10 лет после постройки в "рапорте исправника Вытегорского Духовного Правления" 1798 года она упоминается, как отстоящая "от Негижемского погоста в 20-ти верстах, Пудожского погоста при деревне Ортиковской, а от города Пудожа в 5-ти верстах церковь Казанской Богоматери", и что "в оную церковь входящий 2 (дважды – П.М.) служит из города Пудож священник" [6, л. 64].

Из сведений "о прихожанах церкви Святыя Живоначальныя Троицы города Пудожа Олонецкой Епархии за 1890 г." и из списков населенных мест 1897 года известно, что в составе Колово-Ножовской групповой системы в конце XIX века имелось 7 деревень. На одном берегу с кладбищенской церковью размещались деревни Росляковская (Ортиковская) (рис. 8.1-1), Пелгубская (Пелгова) (рис. 8.1-2), Нишуковская (Нешуковская) (рис. 8.1-3), Чененская (На устье речки Королевско-Рублехинская, Ченижская) (рис. 8.1-4). А на противоположном северном берегу реки Водлы находились деревни Ножевская (Ножовская, Ножева) (рис. 8.1-5), Кашеваровская (Кашеварова) (рис. 8.1-6) и Коловская (Колова) (рис. 8.1-7) [3, № 3741-3748; 8, л. 20об.; 9, л. 37об.-38об.].

Некоторые из упомянутых деревень представляют собою достаточно древние поселения. В частности, еще в писцовых книгах Андрея Плещеева 1582-1583 годов упоминаются деревни "на усть Чененжи речки" и "на Ченеже реке" (предположительно, деревни Чененская и Росляковская – П.М.), а также деревни "на Долгом плесе" и "на Девичье горе" (возможно, это деревни Ножевская и Коловская – П.М.), располагавшиеся поблизости от деревень "на Городище" и "за Панезерком" (в окрестностях города Пудожа – П.М.). В перечне "Олонецких вотчин " Юрьева монастыря, относящемся к концу XVII века, в составе "Пудожской волости" упоминаются деревни "Ножево" и "Коловская", а под 1693 годом в документах упоминается уже деревня Колово, в которой в это время существовала часовня "во имя Николая Чудотворца" [3, с. 116-117; 5, с. 14, 21].

Помимо вышеназванной Троицкой церкви в Колово-Ножовской групповой системе на 1890 год наличествовалось еще две часовни, выполнявшие роль локальных архитектурных доминант. В частности, "при деревне Ножевской" (рис. 8.1-5) имелась деревянная "Кресто-Воздвиженская" часовня, "построенная издавна местными жителями", с богослужением 28-го июля и 14 сентября, а в деревне Коловской (рис. 8.1-7) стояла другая деревянная часовня "во имя Святителя и Чудотворца Николая", "с таковою же колокольнею, крепкия, построена издревле местными жителями", с богослужением "однажды в год 9 мая" [7, л. 1; 8, л. 7об.-8об.].

Обе часовни и упомянутая выше кладбищенская церковь были обследованы в процессе работы историко-архитектурной экспедиции 1992 года, однако к этому времени полностью утраченной оказалась жилая застройка деревень Росляковской (рис. 8.1-1), Пелгубской (рис. 8.1-2), Нишуковской (рис. 8.1-3) и Чененской (рис. 8.1-4), что фактически разрушило существовавший ранее очень живописный архитектурно-природный ансамбль Колово-Ножовского поселенческого кластера.

Библиография:

1. Атлас Карельской АССР. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1989. - 40 с.

2. Карта. Прионежье. Карта масштаба 1:200000, составлена и подготовлена к печати ЛКФ в 1992 г. - 5 л.

3. Олонецкая губерния: Статистический справочник / Статистическое Бюро Олонецкой Губернской Земской Управы. - Петрозаводск: "Северная скоропечатня" Р.Г.Кац, 1913. - 348 с.

4. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. - М.: Стройиздат, 1989. - 367 с.: ил.

5. Шайжин Н.С. Старая Пудога с XIV по XVIII век (историко-бытовой очерк). - Петрозаводск: Олонецкая губернская типография, 1906. - 46 с.

6. НА РК, ф. 25 оп. 1, д. 1/1, 1797. "Дело об отошедших от Архангельской Епархии к Новгородской церквей 1797-го года". - 136 л.

7. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/324, 1869 г. "Формулярные ведомости о состоянии церквей города Пудожа и Пудожского уезда за 1869 год". - 12 л.

8. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/325, 1890 г. "Формулярные ведомости о церквах 1-го благочиннического округа Пудожского уезда". - 93 л.

9. НА РК, ф.33, оп.26, д.5/63, 1843. "Хозяйственное статистическое описание казенных деревень Пудожского уезда". - 53 л.

 
 
Гостевая книга Назад Вперед