Архитектура Российского Севера Архитектура Российского Севера
Главная Субрегиональные системы расселения Групповые системы населенных мест Историко-архитектурные комплексы
Жилые дома
Хозяйственные постройки и сооружения
Культовые постройки и сооружения
Прочие постройки и сооружения
Карты
Библиография
Примечания
Фотогалерея
Исследовательский раздел
Поиск

Колово-Кошуковская (Кулгальская) ГСНМ

Место расположения: Восточное Обонежье, Пудожский район



Колово-Кошуковская (Кулгальская) ГСНМ расположена в среднем течении реки Водлы между городом Пудожем и поселком Кривцы и является примером поселенческих кластеров с ядерно-центричным расположением структурных элементов (рис.2, 7.1) [1, с. 116-117; 2, л. 4, 5]. Основой этой групповой системы, вероятно, послужила упоминающаяся еще в писцовых книгах Андрея Плещеева 1582-1583 годов деревня "на Кунголе на р. Водле" [4, с. 14].

В конце XIX века композиционным центром этой групповой системы являлся Кулгальский погост с церковью "Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла", построенной "усердием прихожан" в 1878 году. Петропавловская церковь была "зданием деревянная, обшита тесом и выкрашена. Колокольня при ней" была "тоже деревянная, обшита тесом, но не крашена". В 1890 году церковь и колокольня еще значились "крепкими". Престол в церкви был один - "во имя Святых Апостолов Петра и Павла", теплый. При погосте "в одной ограде" с теплой церковью размещалась вторая одноименная кладбищенская церковь, построенная в 1666 году "усердием прихожан". Она была также "зданием деревянная, обшита тесом и выкрашена", но на 1890 год уже считалась достаточно ветхой [7, л. 80]. По-видимому, об этом храме шла речь в рапорте 1798 года "исправника Вытегорского Духовного Правления", который сообщал в Архангельскую Духовную Консисторию, что в составе церквей и монастырей Пудожского уезда имеется церковь "в Кугальской волости Петра и Павла, священника нет, а входящий з города Пудож в 10-ти верстах" [5, л. 64об.]. И, вероятно, именно о ней упоминал в своем "рапорте" 1854 года "Благочинный Упраздненного Кенского м-ря" [6, л. 31].

Из "Формулярных ведомостей" 1890 года также известно, что в состав Колово-Кошуковской (Кулгальской) групповой системы ранее входило 5 поселений. Деревни Софроновская (Кулгальская) (рис. 7.1-1), Федотовская (рис. 7.1-2) и Кошуковская (рис. 7.1-3) размещались в непосредственной близости от погоста. Деревня Кикоевская (Киковская) (рис. 7.1-4) находилась в 1 версте, а Гладкинская (рис. 7.1-5) - в 2-х верстах [7, л. 87об.]. Однако уже к 1897 году деревня Федотовская фактически срослась с деревней Гладкинской [3, №№ 3751-3753, 3755].

Примечательно, что на 1890 год в Кулгальском приходе насчитывалось 8 часовен, пять из которых размещались в пределах Кулгальского поселенческого кластера. Первая часовня "во имя Святого Николая" находилась в 100 саженях от церкви. Она была построена в 1750 году, а богослужение в ней осуществлялось дважды в год: 9 мая и 16 августа. Вторая часовня "во имя Святых Мучеников Флора и Лавра" размешалась в 150 саженях от церкви. Время ее постройки неизвестно, а богослужение в ней производилось раз в год 18 августа "с крестным ходом из церкви". Третья часовня "во имя Святого Великомученика Никиты" находилась в одной версте от церкви при деревне Кикоевской (рис. 7.1-4). Она была построена в 1717 году, а богослужение в ней производилось 15 сентября. Четвертая часовня "во имя Вознесения Господня" стояла при деревне Гладкинской в 2-х верстах от церкви (рис. 7.1-5). Она была построена в 1826 году, а богослужение в ней осуществлялось "в день Вознесения Господня с крестным ходом из церкви". Пятая часовня "во имя Св. Мученик Маккаввеев" с богослужением "1 августа с крестным ходом из церкви" находилась при деревне Кошуковской в 100 саженях от церкви (рис. 7.1-3). Все пять часовен были деревянными [7, л. 80об.-81].

В 1930-х годах в связи с развитием лесной промышленности в Пудожском районе между деревнями Софроновская и Гладкинская был построен леспромхозовский поселок Колово (рис. 7.1-6), протянувшийся вдоль Ялгонд-речки, впадающей в реку Водлу. В виду утраты церквей Кулгальского погоста именно застройка поселка приняла на себя функцию композиционного ядра групповой системы, а из пяти упомянутых выше часовен к 1992 году сохранилась только одна, стоящая практически в ряд с домами на восточной окраине деревни Гладкинской (рис. 7.1-5).

Библиография:

1. Атлас Карельской АССР. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1989. - 40 с.

2. Карта. Прионежье. Карта масштаба 1:200000, составлена и подготовлена к печати ЛКФ в 1992 г. - 5 л.

3. Олонецкая губерния: Статистический справочник / Статистическое Бюро Олонецкой Губернской Земской Управы. - Петрозаводск: "Северная скоропечатня" Р.Г.Кац, 1913. - 348 с.

4. Шайжин Н.С. Старая Пудога с XIV по XVIII век (историко-бытовой очерк). - Петрозаводск: Олонецкая губернская типография, 1906. - 46 с.

5. НА РК, ф. 25 оп. 1, д. 1/1, 1797. "Дело об отошедших от Архангельской Епархии к Новгородской церквей 1797-го года". - 136 л.

6. НА РК, ф. 25, оп. 1, д. 34/14, 1854-1855. "Дело по рапорту Благочиннаго Александра Мегорского о обозрении церквей вверенного ему округа (15.04.1854-28.02.1877)". - 97 л.

7. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/325, 1890 г. "Формулярные ведомости о церквах 1-го благочиннического округа Пудожского уезда". - 93 л.

 
 
Гостевая книга Назад Вперед