Архитектура Российского Севера Архитектура Российского Севера
Главная Субрегиональные системы расселения Групповые системы населенных мест Историко-архитектурные комплексы
Жилые дома
Хозяйственные постройки и сооружения
Культовые постройки и сооружения
Прочие постройки и сооружения
Карты
Библиография
Примечания
Фотогалерея
Исследовательский раздел
Поиск

Каршевская ГСНМ

Место расположения: Восточное Обонежье, Пудожский район



Каршевская ГСНМ расположена в юго-западной части Пудожского района (Восточного Обонежья), находится на природной возвышенности между озером Пелтозером и рекой Черной, в 3 км от соседней Нигижемско-Красноборской групповой системы (рис.2, 5.1) [1, с. 116; 2, л. 4, 5]. Из архивных документов Юрьева монастыря, собранных Ключаревым, известно, что в конце XVI века "Нигижемская волость с деревнями: Великодворская, Янинская, Окуловская, Карчевская (Каршевская), Горская, Шильникова и Осипова Гора" значилась в перечне "Олонецких вотчин" этого монастыря, тогда как часть поселений, именовавшаяся деревнями "в Нигижме на Урме озере" (на Мурмозере – П.М.) и "на р. Негижеме" (предположительно, на реке Черной – П.М.), входила в состав "черных волостей" "Царя и Великого князя" [5, с. 12].

Композиционным центром Каршевской групповой системы в прошлом являлся Нигижемско-Георгиевский погост, на территории которого, уже в 1628 году "у часовни" стояла церковь "во имя Георгия Победоносца" [тамже, с. 18]. Вот как описывается она в "списке с писцовой книги князя Долгорукова": Волостка "в Нигижиме у часовни Спирка Иванова, а Великой двор тож, а в нем церковь великомученика Георгия, деревянная клетцки теплая с трапезою верх шатровой, а в церкве образов: образ местной Георгия страстотерпца на краске, да пред тем же образом свеча постная, образ местной Николы чудотворца на золоте в деянии, обр[аз] м[естный] Пречистые Богородицы Умиления на краске, образ м[естный] Покров Пр. Богородицы на краске, обр[аз] м[естный] О Тебе радуется, на краске. Да в олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы воплощение, а на др[угой] стороне обр[аз] Николы Чудотворца; крест выносной на краске; на престоле индитья набойчатыя, покров крашеной; воздух и покровцы крашенные; сосуды потир и блюда деревянные, звезда железная. Да книг: Евангелие напрестольное письмяное апракос в десть, часовник письм. в 1/2 десть, псалтир письм. 1/2 десть, Златоуст письм. 1/2 десть, трефолой письм. в 1/2 десть, 2 охтая письм. в 1/2 десть, треод цветная печатная в десть. Да на колокольнице 2 колокола по смете в 4 пуда, да клепало железное" [тамже, с. 20].

В "Ведомости" о церквях и монастырях 1798 года церковь названа храмом "Великомученика Георгия" Нигижемского погоста, находящимся в трех верстах от Гакугсы [6, л. 64]. Сведения о ней содержатся также в "рапорте Благочинного города Пудожа", обозревавшего церкви Пудожского уезда в первую половину 1854 года [7, л. 87]. А согласно "Ведомости" за 1890-й год на погосте стояла церковь "во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца", построенная в 1650 году. Зданием церковь была деревянной, "с таковою же колокольнею" и крепкой, поскольку она "была вновь перестроена в 1877 году, обшита тесом и окрашена белилами". Престолов в ней было три: "в настоящей холодной церкви - во имя Святого Великомученика Георгия, и в теплых приделах: во имя Знамения Пресвятыя Богородицы и Рождества Пресвятыя Богородицы" [9, л. 32]. "В ведомстве сей церкви" на 1890 год еще значилась "одна деревянная, неизвестно когда построенная, часовня во имя Священномученика Власия", стоявшая "при деревне Черненской, в одной версте от церкви, в коей богослужение" отправлялось "в первый Воскресный день Петрова Поста" [9, л. 33].

По этой же "ведомости" в Нигижемско-Георгиевском приходе насчитывалось 16 деревень (рис.5.1). В непосредственной близости от погоста находились деревни Великодворская (Погост, Нигижемско-Георгиевский погост, "деревня Спирка Иванова, а Великий двор тож") (рис.5.1-1), Знаменская ("деревня Полухта Тимофеева Чечетова") (рис.5.1-2) и Калангоры (рис.5.1-3). Далее на расстоянии "100 саженей" от церкви располагались деревни Каршевская (Каршева, Каршево, "деревня Павлика Савина, а Каршева тож") (рис.5.1-4) и Шильниковская (Шильниково, Шильникова, Шитюникова, "деревня Филипка Яковлева, а Шильникова тож") (рис.5.1-5), "в полуверсте" - Черненская (Чернинская, Чернова, Черново, Черновская, Черный двор, "деревня Игнатовская Самочерная") (рис.5.1-6), Окуловская (Окулова, Окулово, "деревня Ивана Онтонова Патракова, а Окулова тож") (рис.5.1-7), Якушевская (Якушева, Якушево, "деревня Афонаска Яковлева, Игнатовская Якушевская тож") (рис.5.1-8), Бахтынская (Бахтинская, Бахтина) (рис.5.1-9) и Фоминская (Новинка, "деревня Максимка Лукина, а Фомина тож") (рис.5.1-10), "в одной версте" - Горская (Феофилова Гора, Феофилова Горская, Фиофилодворская, Фефиловская, Гора Осипова, Осипова Гора, "деревня Осипка Иванова Феофилова, над Пертом озером") (рис.5.1-11), Новинская (Новинка) (рис.5.1-12) и Никитинская (Никитина, "деревня Еремка Ортемова, а Никитинская тож") (рис.5.1-13), а "в полутора верстах" - Юрпучская (Юрпучная, Юрпучи, Юрпуча, "деревня Ивановская Заволоченинова Мысова за озером, а Юрига тож") (рис.5.1-14) и Давыдовская (Давыдова, Демидово) (рис.5.1-15). И только деревня Бесоносовская (Бесоноская, Бесова Гора, Бесово устье, "деревня, что была пустошь на Бесове носу Якимка Филипова") была удалена от погоста на расстояние 15 верст и располагалась на берегу Онежского озера, в устье реки Черной (рис.2) [1, с. 116; 4, №№ 3834-3841, 3854-3859; 5, с. 30-32; 9, л. 36об.]. Примечательно, что названия деревень, приведенные автором в кавычках, относятся к 1628 году, а их сопоставление с современными названиями позволяет говорить о древности групповых систем населенных мест на территории восточно-обонежского субрегиона.

К деревням Нигижемско-Георгиевского прихода фактически примыкали деревни Корчагинская (Корчагина, Корчагино) (рис.5.1-16), Росляковская (Рослякова, Росляково) (рис.5.1-17), Кичаковская (Кичакова, Кичаково) (рис.5.1-18), Ижгоры (Ижгора, Ижгорская, Иж-Гора) (рис.5.1-19) и Ярчевская (Ярцова, Ярчева, Ярчево) (рис.5.1-20), которые на 1890 год числились в составе соседнего Нигижемско-Пречистенского прихода, центр которого размещался всего лишь в 3 верстах от Нигижемско-Георгиевского погоста в деревне Матвеевской на берегу озера Мурмозера (рис.2) [4, №№ 3889-3895; 9, л. 25об.]. По сведениям, полученным от местных жителей в 1992 году, на окраине деревни Росляковской (рис.5.1-17) (а по архивным источникам – "при деревне Корчагинской, в 2 верстах от деревни" (рис.5.1-16)) размещалась часовня "во имя Святого Модеста Архиепископа Иерусалимского". Она была деревянной и обшита тесом. "Время построения" ее оставалось "неизвестно", а "богослужение в ней" отправлялось "15 июня и 18 декабря" [8, л. 6; 9, л. 22об.].

По сведениям из более поздних архивных источников и на основании натурных исследований 1992 года можно добавить, что в период после 1890 года к упомянутым выше 20 деревням добавились поселения Скобелиха (Сара Нива, Сарачева) (рис.5.1-21), Васькова (рис.5.1-22) и МТС (машинотракторная станция) (рис.5.1-23) [10, л. 185, 191]. Кроме того, по сведениям, полученным при опросе местных жителей, у деревни Васьковой ранее располагалась еще одна деревянная часовня, название и время постройки которой остаются пока неизвестными.

Таким образом, в Каршевскую ГСНМ на период конца XIX - первой половины XX веков входило 23 поселения, в итоге сросшиеся в ныне существующую деревню Каршево (рис.5.1) [1, с. 116]. А в результате натурного обследования деревни в 1992 году была выявлена всего лишь одна часовня "во имя Петрова Дня", стоящая около дороги на окраине деревни Якушевской (рис.5.1-8), при въезде в нее со стороны поселка Шальский. Судя по конструктивному устройству и архитектурно-декоративным деталям, она достаточно древняя и может быть датирована серединой XIX века. Поскольку в документах конца XIX века о часовне в деревне Якушевской сведений не имеется, можно предположить, что она была перенесена сюда из деревни Черненской (рис.5.1-6) и в действительности посвящена "Священномученику Власию".

Согласно материалам натурного обследования эта часовня первоначально принадлежала к числу одночастных часовен с западным открытым крыльцом-галереей, с западным входом и одновсходной лестницей, подчеркивавшими продольную композиционную ось сооружения. Часовня представляла собой квадратный в плане сруб-четырехстенок на одновенцовом подклете и вместе с крыльцом-галереей была перекрыта общей двухскатной крышей. Крыльцо-галерея, опиравшееся на общее с главным помещением двухвенцовое срубное основание и имевшее четыре основных квадратных резных столба и два пристенных резных полустолба, во второй строительный период было обшито изнутри и снаружи при устройстве притвора-сеней. Благодаря сохранности общего решения и следов двух строительных периодов, а также важной роли в застройке деревни и всей Каршевской групповой системы (с учетом утраты погостных церквей), эта часовня представляет несомненную историко-архитектурную ценность [3].

Библиография:

1. Атлас Карельской АССР. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1989. - 40 с.

2. Карта. Прионежье. Карта масштаба 1:200000, составлена и подготовлена к печати ЛКФ в 1992 г. - 5 л.

3. Материалы к инвентаризации памятников истории и культуры Карелии: Обоснование для принятия на учет вновь выявленных историко-архитектурных объектов Пудожского района / Республика Карелия, Петрозаводский гос. ун-т, НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры РК. - Петрозаводск, 1993. - 64 с. (Архив НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры РК, инв. № 1-108(16)В2).

4. Олонецкая губерния: Статистический справочник / Статистическое Бюро Олонецкой Губернской Земской Управы. - Петрозаводск: "Северная скоропечатня" Р.Г.Кац, 1913. - 348 с.

5. Шайжин Н.С. Старая Пудога с XIV по XVIII век (историко-бытовой очерк). - Петрозаводск: Олонецкая губернская типография, 1906. - 46 с.

6. НА РК, ф. 25 оп. 1, д. 1/1, 1797. "Дело об отошедших от Архангельской Епархии к Новгородской церквей 1797-го года". - 136 л.

7. НА РК, ф. 25, оп. 1, д. 34/14, 1854-1855. "Дело по рапорту Благочиннаго Александра Мегорского о обозрении церквей вверенного ему округа (15.04.1854-28.02.1877)". - 97 л.

8. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/324, 1869 г. "Формулярные ведомости о состоянии церквей города Пудожа и Пудожского уезда за 1869 год". - 12 л.

9. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/325, 1890 г. "Формулярные ведомости о церквах 1-го благочиннического округа Пудожского уезда". - 93 л.

10. НА РК, ф.1215, оп.1, д. 3/31, 1939. "Материалы по вопросам административно-территориального деления / Президиум Верховного Совета Карело-финской ССР. Информационно-статистический отдел. 15 декабря 1939 - 15 декабря 1940 г.". - 201 л.

 
 
Гостевая книга Назад Вперед