Авдеевская ГСНМ расположена в западной части Восточного Обонежья на расстоянии 20 км к
северу от поселка Шальский и является одним из наиболее крупных поселенческих кластеров
по числу образующих его поселений (рис.2, 4) [1, с. 100; 2, л. 4, 5; 3]. В ее составе на
середину XIX века насчитывалось 20 деревень: Авдеево (Авдеевская) (рис.4-1), Воробьево
(Воробьева, Воробьевская) (рис.4-2), Загубье (Против погоста Загубская, Загубовская,
Губская) (рис.4-3), Мелентьево (Мелентьева, Мелентьевская) (рис.4-4), Октябрьская-Ручей
(Ручьва, Ручьева, Ручьевская) (рис.4-5), Келаревская (Киларевская, Киларева - ныне
утрачена) (рис.4-6), Тарасогорская (Тарасино Поле, Тарасина Гора) (рис.4-7), Ананьино
(Ананьина, Ананьево, Ананьинская) (рис.4-8), Ергачевская (ныне утрачена) (рис.4-9),
Климово (Климова, Климовская) (рис.4-10), Михалева (Михалевская, Заполье - ныне утрачена)
(рис.4-11), Алексеево (Алексеевская) (рис.4-12), Кильпога (Кильповская) (рис.4-13),
Маткажа (Матканская) (рис.4-14), Ледино (Лядинская, Лядина) (рис.4-15), Ижгора (Иж-гора,
Ижгорская) (рис.4-16), Бураково (Буракова, Бураковская) (рис.4-17), Новинка (Новинская,
Погост Купецкий) (рис.4-18), Погост (рис.4-19), Носок (рис.4-20) и Кисляково (Кислякова,
Кисляковская) (рис.4-21) [5, №№ 3548-3566; 13, л. 15об.].
История Купецкого погоста оказывается столь же глубокой, как и Корбозерского. Во-первых,
из упоминавшейся выше "Обводной книги Юрьева монастыря 1391 г.", известно, что к этому
времени уже существовала "из великаго Новаграда Юрьева монастыря вотчина возли Онига
озира …", в которой значились: "… Спаской погост Шальской да Никольской Пудожской
выставок, волости тех же погостов Негыжиимская, и Отаозирская, и Купинская, и на
Карбоозери", и что на описание "крестьянских их пашенных и не пашенных земель и всяких
угодей, и рыбных ловель, и бору, и мхов, и поверстнаго лису той земли" были составлены
специальные "межевые обводные книги" [8, с. 2].
В этой же "Обводной книге" значилось, что "пойдет межа … Шалой рекой верх до устья
Ялгонды (ныне поселок Колово – П.М.) … до великаго каменя, да тут у великаго каменя
сошлись три межы: межа Великаго князя крестьян Кузаранцев (водлозеров – П.М.), а другая
межа Великаго кн[язя] крестьян, да Юрьева монастыря крестьян Шальскаго погоста Купецкия
волости, да третья межа Муромскаго и Пальостровскаго монастыря крестьян Унойские волости
по правую руку вода и земля Великаго князя да Юрьева монастыря, а по левую руку вода и
земля Муромскаго монастыря и Пальостровскаго монастыря крестьян" [тамже, с. 13]. А из
архивных документов, собранных иеромонахом Юрьева монастыря Валентином (Ключаревым),
известно, что в перечне "Олонецких вотчин" этого монастыря в конце XVI века в составе
"Шальского погоста" упоминалась "Купецкая волость с деревнями: Авдеево, Воробьево,
Мелентьевская, Бураковская, Лядинская, Ижгорская, Губская и Тарасина гора"
[тамже, с. 12].
Роль композиционного центра Авдеевской групповой системы выполняла деревня Погост,
расположенная на мысу в юго-восточной части озера Купецкого (рис.4-19). По сведениям из
писцовой книги 1628 года известно, что в "Купецкой волостке" была церковь "во имя Георгия
Победоносца", стоявшая "у часовни", и служили в ней "поп Арист Миронов, дьячек Кирилко
Кирилов и пономарь Фомка Иванов" [тамже, с. 18]. Более подробную характеристику этой
церкви дает "список с писцовой книги князя Долгорукова", согласно которой в 1628-1629
годах существовала "др. (волостка – П.М.) на Купецком озере у часовни, а в ней поставлена
церковь вел[икого] Георгия деревяна клецки теплая с трапезою верх шатровой, а в церкви
образов: обр[аз] м[естный] Страстотерпца Хр. Георгия в деянии на золоте, у Георгия венец
серебрян, а усмен золочен, обр[аз] м[естный] Покров пр. Богородицы на золоте; обр[аз]
великомуч[еника] Георгия на краске у Георгия венец и гривенка серебряны … золочены,
обр[аз] м[естный] Пр. Богородицы, Одегитрии на золоте, да перед теми образ три свечи
поставные не велики; Деисус и праздники, и пророки, и двери царскии, и сень, и столпцы
на краске. Да в олтаре за крестом обр[аз] Пр. Богородицы воплощения, а на др[угой]
стороне образ Юрия Страстотерпца на краске; крест благословящей на краске и крест
выносной; индитья выбойчатая, сосуды потир и блюда древяные, воздух выбойчатой, покровцы
крашеные, кадило медное, да в трапезе образов Деисус поясной на краске. Да книг:
Евангелие напрестольное тетр[адь] писм[а] в 1/2 десть, позолочено крашениною. Евангелисты
и средина медная; Ев[ангелие] Толковое печатное в десть, пслтырь следов. письм. в 1/2 десть,
апостол письм. в 1/2 десть, две треоди посная да цветная письм. в десть, два пролога во
весь год письм. в десть, два охтая, два минея, да две триоди, да трефолой письм. в 1/2
десть, ермолой в 1/2 десть. Да на колокольнице колокол по смете пуда в 3, да доска
железная. Строение церковное, образа и книги и ризы и сосуды и колокола тоеж волости
крестьян" [тамже, с. 21].
Через 170 лет согласно "Ведомости …" о том, что "именно состоит церкви и монастыри
отошедшие из упраздненных Пудожского и Повенецкого уездов к Вытегорской округе …",
представленной в составе "Рапорта исправника Вытегорского Духовного Правления от 20 мая
1798 г.", в "Купецком Погосте" уже существовала церковь во имя "Покрова Пресвятыя
Богородицы", отстоявшая "в 20-ти верстах от Шальского погоста" [9, л. 64]. Она, видимо,
заменила существовавший ранее храм Георгия Победоносца и в более поздних источниках
упоминается как летняя деревянная Покровская церковь, которая "вместе с колокольней
сгорела от молнии 1 июля 1852 года" [11, л. 5].
На ее месте в 1853 году была построена "временная церковь, зданием деревянная с таковою
же колокольнею". В церкви размещался один престол "во имя Святого Великомученика Георгия"
[тамже]. Этот храм, очевидно, был назван в память о его более древнем предшественнике и,
очевидно, о нем шла речь в "рапорте Благочинного города Пудожа", обозревавшего церкви
Пудожского уезда в первую половину 1854 года. В этом документе его автором было
написано: "В приходах Купецком, Песчанском, Шальском, Нигижемско-Пречистенском и
Гакугском вокруг церквей и кладбищ нет оград, а в Нигижемско-Георгиевском, Тубозерском
и Водлозерско-Пречистенском таковые крайне ветхи и требуют немедленной перестройки;
впрочем, все погосты и кладбища содержатся в возможной чистоте, ничем не засорены и не
застроены. Могилы для погребения мертвых тел по удостоверению местных причтов копаются на
оных глубиною в указанную меру и тела умерших зарываются с надлежащей осторожностью"
[10, л. 87].
Спустя 22 года к деревянной Георгиевской церкви добавилась зимняя Покровская церковь,
начатая строительством в 1869 и освещенная в 1876 году. Церковь была построена каменной,
"с таковою же колокольнею", и имела два престола. Первый именовался "в честь Покрова
Пресвятой Богородицы", а второй – "во имя Святителя и Чудотворца Николая" [12, л. 62].
Поскольку в ведомости 1890 года "временная" Георгиевская церковь уже не упоминается, она
к этому времени, очевидно, была разобрана.
Судя по натурным материалам, собранным экспедицией 1992 года, каменная церковь принадлежит
к числу четырехчастных разновысоких церквей с горизонтальной продольной осью развития и
включает равноширокие молитвенное помещение, прямоугольный алтарь и притвор с двумя
кладовыми, а также более узкие сени, венчавшиеся в прошлом колокольней. Главное помещение
было перекрыто вальмовой четырехскатной стропильной крышей, усложненной за счет врезки
на каждом скате невысоких двухскатных крыш с треугольными фронтонами, а алтарь и притвор -
вальмовой трехскатной стропильной крышей. По своему планировочному решению и элементам
внешнего декоративного убранства с признаками провинциального классицизма, а также
благодаря важной композиционной роли в застройке Авдеевской групповой системы Покровская
церковь представляет несомненный историко-архитектурный интерес для исследователей
народного зодчества [4].
Следует сказать и о том, что роль локальных архитектурно-композиционных доминант
Авдеевской ГСНМ в прошлом выполняли 7 часовен, пространственно организующих огромную
территорию вокруг трех практически примыкающих друг к другу озер - Купецкого, Тягозера и
Ижгоры (рис.4). Согласно "Ведомости о церкви Покрова Пресвятыя Богородицы Пудожского уезда
Купецкаго прихода за 1890-й год" из 9 принадлежавших к этой церкви часовен 7 находились в
окрестностях упомянутых выше трех озер. А первым структурным элементом этого уникального
"часовенного ожерелья", вероятно, послужила часовня в "Купецкой деревне Бураково",
упоминающаяся в 1628 году совместно с Георгиевской церковью [8, с. 21].
По сведениям 1890 года в деревне Бураковой "на расстоянии 1 версты от церкви"
располагалась "издревле построенная" часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая,
богослужение в которой производилось 9 мая и 25 июля (рис.4-17) [12, л. 62]. В деревне
Лядинской, отстоявшей от церкви также на расстоянии 1 версты (рис.4-15), имелась деревянная
часовня в Честь Преображения Господня, построенная в 1811 году. Богослужение в ней
осуществлялось 6 августа и 14 сентября.
Далее, "на расстоянии 4 версты от церкви" в деревне Авдеевой стояла деревянная часовня "в
Честь Вознесения Господня", построенная в 1810 году и ремонтировавшаяся в 1867 году
(рис.4-1). Богослужение в ней производилось "в день Праздника" и 24 июля. А уже в 5
верстах от церкви при деревне Мелентьевой находилась деревянная, перестроенная с
разрешения Епархиального начальства в 1890 году, часовня "в Честь Собора Пресвятой
Богородицы" с богослужением 26 декабря и 17 апреля (рис.4-4). В 7 верстах от церкви при
деревнях Ананьинской, Климовой и Алексеевской имелась деревянная часовня "во имя Святого
Архистратига Михаила" с богослужением 8 ноября и 29 июня, построенная с разрешения
Епархиального начальства в 1887 году (рис.4-8, 10,12). А при деревне Маткажи "в 5 верстах
от церкви" была деревянная часовня "в Честь Введения в Храм Пресвятыя Богородицы ... с
богослужением 21 ноября и 15 августа" (рис.4-14). Известно, что эта часовня была
построена в 1818 году, а в 1890 году она уже была достаточно ветхой. Наконец, в 6
верстах от церкви при деревне Ижгоры стояла деревянная часовня "в Честь Сретения Господня"
с богослужением 2 февраля и 20 июля, построенная в 1735 году и к 1890 году тоже уже бывшая
весьма "ветхой" (рис.4-16) [12, л. 62-63об.].
Столь значительное число локальных архитектурных доминант закономерно, поскольку даже на
1843 год в 17 деревнях Авдеевского поселенческого кластера (из числа упомянутых выше 21
поселения отсутствовали только деревни Тарасогорская и Ергачевская, появившиеся, очевидно,
во второй половине XIX века, и деревни Погост и Носок, образованные в начале XX века)
насчитывалось 50 риг, 2 водяные мельницы и 137 крестьянских дворов с населением в 1029
человек (504 мужчины и 525 женщин), имевших 238 лошадей, 698 коров и 695 овец
[13, л. 15об.].
А в заключение приведенной выше характеристики Авдеевской ГСНМ следует упомянуть и о том,
что помимо искусственных акцентов в композиционно-пространственной организации этой
групповой системы в прошлом принимала активное участие природная доминанта – священная
роща около деревни Авдеевской, упомянутая в работе этнографа Н.Н.Харузина, опубликованной
в конце XIX века. "Как бы то ни было и каково бы ни было происхождение священных рощ в
Пудожском уезде", - писал Н.Н.Харузин, - "во всех них, как в тех, которыя уже стоят века,
так и в тех, которыя посажены сравнительно недавно, кроется несомненная языческая
подкладка далекаго от нас цикла верований, взгляд на Святаго далеко отстоящий от взгляда
христианскаго". "Поэтому", - отмечал далее исследователь, - "если та или иная роща и
не является, быть может, непосредственным потомком лесного святилища языческих насельников
уезда (хотя это и не исключено - П.М.), все-таки в основании своем она имеет одинаковое с
языческими рощами происхождение, родственна с ними, если так можно выразиться, по духу, по
той идее, которая кроется в факте существования этих священных рощ" [7, с. 37-38].
Наконец, о древности поселений Авдеевской групповой системы свидетельствуют и другие,
зафиксированные этнографов Н.Н.Харузиным верования и предания. Так, еще в конце XIX века
бытовал "пир, устраиваемый на озере Купецком у часовни св. Макария". По мнению
Н.Н.Харузина, "этот вид общественного пиршества, также как и" рассмотренный выше древний
обычай, зафиксированный в Корбозерском "кусте" деревень, "напоминает нам о
жеотвоприношении чисто языческого характера".
Однако, "если в Корбозерском и ему подобных пиршествах можно видеть переживание родовых
или племенных жертвоприношений, то в пиршестве, устраиваемом в день памяти св. Макария,
который, кстати сказать, считается здесь покровителем стад – ясны следы жертвоприношения
по обету отдельных семейств. Если случится с кем либо болезнь или другое какое-нибудь
несчастие, падающее либо на одного из членов семьи, либо на всю семью, то страдающие
обещают - "завичают" св. Макарию барана", которого и приносят в жертву в день памяти
святого Макария, а "завещавшие" угощяют "жертвой" (приготовленным из барана мясом) всех
желающих [тамже, с.43-44]. Обычай этот явно восходит к более древним временам - к периоду
существования в Пудожском крае крупных патриархальных крестьянских семей.
Другим интересным обычаем, существовавшим ранее в окрестностях Купецкого озера, были
"гулянки", устраивавшиеся "на Петров день у деревни Ананьево" под "святой" сосной, которая
по народному преданию выросла из косы, захороненной здесь некогда "панской сестры"
[тамже, с. 38]. Судя, по всему, эта традиция имеет еще более глубокие исторические корни,
поскольку на территории Карелии сохранилось много так называемых "литовских" курганов,
могил и сопок, в которых, по преданиям зарыты польско-литовские интервенты, убитые
крестьянами в Смутное время 1612-1614 годов [6, с. 122].
Библиография:
1. Атлас Карельской АССР. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете
Министров СССР, 1989. - 40 с.
2. Карта. Прионежье. Карта масштаба 1:200000, составлена и подготовлена к печати ЛКФ в
1992 г. - 5 л.
3. Карта СССР в масштабе 1:2500000. Лист 11. - М.: ГУГК при Совете Министров СССР,
б/г. - 1 л.
4. Материалы к инвентаризации памятников истории и культуры Карелии: Обоснование для
принятия на учет вновь выявленных историко-архитектурных объектов Пудожского района
/ Республика Карелия, Петрозаводский гос. ун-т, НПЦ по охране и использованию памятников
истории и культуры РК. - Петрозаводск, 1993. - 64 с. (Архив НПЦ по охране и использованию
памятников истории и культуры РК, инв. № 1-108(16)В2).
5. Олонецкая губерния: Статистический справочник / Статистическое Бюро Олонецкой
Губернской Земской Управы. - Петрозаводск: "Северная скоропечатня" Р.Г.Кац, 1913. - 348 с.
6. Очерки истории Карелии. Т.1. - Петрозаводск: Госиздат КАССР, 1957. - 430 с.
7. Харузин Н.Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой
губернии // Олонецкий сборник. Вып.3. - Петрозаводск: в Губ. Типографии, 1893. - 45 с.
8. Шайжин Н.С. Старая Пудога с XIV по XVIII век (историко-бытовой очерк). - Петрозаводск:
Олонецкая губернская типография, 1906. - 46 с.
9. НА РК, ф. 25 оп. 1, д. 1/1, 1797. "Дело об отошедших от Архангельской Епархии к
Новгородской церквей 1797-го года". - 136 л.
10. НА РК, ф. 25, оп. 1, д. 34/14, 1854-1855. "Дело по рапорту Благочиннаго Александра
Мегорского о обозрении церквей вверенного ему округа (15.04.1854-28.02.1877)". - 97 л.
11. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/324, 1869 г. "Формулярные ведомости о состоянии церквей
города Пудожа и Пудожского уезда за 1869 год". - 12 л.
12. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/325, 1890 г. "Формулярные ведомости о церквах 1-го
благочиннического округа Пудожского уезда". - 93 л.
13. НА РК, ф.33, оп.26, д.5/63, 1843. "Хозяйственное статистическое описание казенных
деревень Пудожского уезда". - 53 л.
|