Архитектура Российского Севера Архитектура Российского Севера
Главная Субрегиональные системы расселения Групповые системы населенных мест Историко-архитектурные комплексы
Жилые дома
Хозяйственные постройки и сооружения
Культовые постройки и сооружения
Прочие постройки и сооружения
Карты
Библиография
Примечания
Фотогалерея
Исследовательский раздел
Поиск

Авдеевская ГСНМ

Место расположения: Восточное Обонежье, Пудожский район



Авдеевская ГСНМ расположена в западной части Восточного Обонежья на расстоянии 20 км к северу от поселка Шальский и является одним из наиболее крупных поселенческих кластеров по числу образующих его поселений (рис.2, 4) [1, с. 100; 2, л. 4, 5; 3]. В ее составе на середину XIX века насчитывалось 20 деревень: Авдеево (Авдеевская) (рис.4-1), Воробьево (Воробьева, Воробьевская) (рис.4-2), Загубье (Против погоста Загубская, Загубовская, Губская) (рис.4-3), Мелентьево (Мелентьева, Мелентьевская) (рис.4-4), Октябрьская-Ручей (Ручьва, Ручьева, Ручьевская) (рис.4-5), Келаревская (Киларевская, Киларева - ныне утрачена) (рис.4-6), Тарасогорская (Тарасино Поле, Тарасина Гора) (рис.4-7), Ананьино (Ананьина, Ананьево, Ананьинская) (рис.4-8), Ергачевская (ныне утрачена) (рис.4-9), Климово (Климова, Климовская) (рис.4-10), Михалева (Михалевская, Заполье - ныне утрачена) (рис.4-11), Алексеево (Алексеевская) (рис.4-12), Кильпога (Кильповская) (рис.4-13), Маткажа (Матканская) (рис.4-14), Ледино (Лядинская, Лядина) (рис.4-15), Ижгора (Иж-гора, Ижгорская) (рис.4-16), Бураково (Буракова, Бураковская) (рис.4-17), Новинка (Новинская, Погост Купецкий) (рис.4-18), Погост (рис.4-19), Носок (рис.4-20) и Кисляково (Кислякова, Кисляковская) (рис.4-21) [5, №№ 3548-3566; 13, л. 15об.].

История Купецкого погоста оказывается столь же глубокой, как и Корбозерского. Во-первых, из упоминавшейся выше "Обводной книги Юрьева монастыря 1391 г.", известно, что к этому времени уже существовала "из великаго Новаграда Юрьева монастыря вотчина возли Онига озира …", в которой значились: "… Спаской погост Шальской да Никольской Пудожской выставок, волости тех же погостов Негыжиимская, и Отаозирская, и Купинская, и на Карбоозери", и что на описание "крестьянских их пашенных и не пашенных земель и всяких угодей, и рыбных ловель, и бору, и мхов, и поверстнаго лису той земли" были составлены специальные "межевые обводные книги" [8, с. 2].

В этой же "Обводной книге" значилось, что "пойдет межа … Шалой рекой верх до устья Ялгонды (ныне поселок Колово – П.М.) … до великаго каменя, да тут у великаго каменя сошлись три межы: межа Великаго князя крестьян Кузаранцев (водлозеров – П.М.), а другая межа Великаго кн[язя] крестьян, да Юрьева монастыря крестьян Шальскаго погоста Купецкия волости, да третья межа Муромскаго и Пальостровскаго монастыря крестьян Унойские волости по правую руку вода и земля Великаго князя да Юрьева монастыря, а по левую руку вода и земля Муромскаго монастыря и Пальостровскаго монастыря крестьян" [тамже, с. 13]. А из архивных документов, собранных иеромонахом Юрьева монастыря Валентином (Ключаревым), известно, что в перечне "Олонецких вотчин" этого монастыря в конце XVI века в составе "Шальского погоста" упоминалась "Купецкая волость с деревнями: Авдеево, Воробьево, Мелентьевская, Бураковская, Лядинская, Ижгорская, Губская и Тарасина гора" [тамже, с. 12].

Роль композиционного центра Авдеевской групповой системы выполняла деревня Погост, расположенная на мысу в юго-восточной части озера Купецкого (рис.4-19). По сведениям из писцовой книги 1628 года известно, что в "Купецкой волостке" была церковь "во имя Георгия Победоносца", стоявшая "у часовни", и служили в ней "поп Арист Миронов, дьячек Кирилко Кирилов и пономарь Фомка Иванов" [тамже, с. 18]. Более подробную характеристику этой церкви дает "список с писцовой книги князя Долгорукова", согласно которой в 1628-1629 годах существовала "др. (волостка – П.М.) на Купецком озере у часовни, а в ней поставлена церковь вел[икого] Георгия деревяна клецки теплая с трапезою верх шатровой, а в церкви образов: обр[аз] м[естный] Страстотерпца Хр. Георгия в деянии на золоте, у Георгия венец серебрян, а усмен золочен, обр[аз] м[естный] Покров пр. Богородицы на золоте; обр[аз] великомуч[еника] Георгия на краске у Георгия венец и гривенка серебряны … золочены, обр[аз] м[естный] Пр. Богородицы, Одегитрии на золоте, да перед теми образ три свечи поставные не велики; Деисус и праздники, и пророки, и двери царскии, и сень, и столпцы на краске. Да в олтаре за крестом обр[аз] Пр. Богородицы воплощения, а на др[угой] стороне образ Юрия Страстотерпца на краске; крест благословящей на краске и крест выносной; индитья выбойчатая, сосуды потир и блюда древяные, воздух выбойчатой, покровцы крашеные, кадило медное, да в трапезе образов Деисус поясной на краске. Да книг: Евангелие напрестольное тетр[адь] писм[а] в 1/2 десть, позолочено крашениною. Евангелисты и средина медная; Ев[ангелие] Толковое печатное в десть, пслтырь следов. письм. в 1/2 десть, апостол письм. в 1/2 десть, две треоди посная да цветная письм. в десть, два пролога во весь год письм. в десть, два охтая, два минея, да две триоди, да трефолой письм. в 1/2 десть, ермолой в 1/2 десть. Да на колокольнице колокол по смете пуда в 3, да доска железная. Строение церковное, образа и книги и ризы и сосуды и колокола тоеж волости крестьян" [тамже, с. 21].

Через 170 лет согласно "Ведомости …" о том, что "именно состоит церкви и монастыри отошедшие из упраздненных Пудожского и Повенецкого уездов к Вытегорской округе …", представленной в составе "Рапорта исправника Вытегорского Духовного Правления от 20 мая 1798 г.", в "Купецком Погосте" уже существовала церковь во имя "Покрова Пресвятыя Богородицы", отстоявшая "в 20-ти верстах от Шальского погоста" [9, л. 64]. Она, видимо, заменила существовавший ранее храм Георгия Победоносца и в более поздних источниках упоминается как летняя деревянная Покровская церковь, которая "вместе с колокольней сгорела от молнии 1 июля 1852 года" [11, л. 5].

На ее месте в 1853 году была построена "временная церковь, зданием деревянная с таковою же колокольнею". В церкви размещался один престол "во имя Святого Великомученика Георгия" [тамже]. Этот храм, очевидно, был назван в память о его более древнем предшественнике и, очевидно, о нем шла речь в "рапорте Благочинного города Пудожа", обозревавшего церкви Пудожского уезда в первую половину 1854 года. В этом документе его автором было написано: "В приходах Купецком, Песчанском, Шальском, Нигижемско-Пречистенском и Гакугском вокруг церквей и кладбищ нет оград, а в Нигижемско-Георгиевском, Тубозерском и Водлозерско-Пречистенском таковые крайне ветхи и требуют немедленной перестройки; впрочем, все погосты и кладбища содержатся в возможной чистоте, ничем не засорены и не застроены. Могилы для погребения мертвых тел по удостоверению местных причтов копаются на оных глубиною в указанную меру и тела умерших зарываются с надлежащей осторожностью" [10, л. 87].

Спустя 22 года к деревянной Георгиевской церкви добавилась зимняя Покровская церковь, начатая строительством в 1869 и освещенная в 1876 году. Церковь была построена каменной, "с таковою же колокольнею", и имела два престола. Первый именовался "в честь Покрова Пресвятой Богородицы", а второй – "во имя Святителя и Чудотворца Николая" [12, л. 62]. Поскольку в ведомости 1890 года "временная" Георгиевская церковь уже не упоминается, она к этому времени, очевидно, была разобрана.

Судя по натурным материалам, собранным экспедицией 1992 года, каменная церковь принадлежит к числу четырехчастных разновысоких церквей с горизонтальной продольной осью развития и включает равноширокие молитвенное помещение, прямоугольный алтарь и притвор с двумя кладовыми, а также более узкие сени, венчавшиеся в прошлом колокольней. Главное помещение было перекрыто вальмовой четырехскатной стропильной крышей, усложненной за счет врезки на каждом скате невысоких двухскатных крыш с треугольными фронтонами, а алтарь и притвор - вальмовой трехскатной стропильной крышей. По своему планировочному решению и элементам внешнего декоративного убранства с признаками провинциального классицизма, а также благодаря важной композиционной роли в застройке Авдеевской групповой системы Покровская церковь представляет несомненный историко-архитектурный интерес для исследователей народного зодчества [4].

Следует сказать и о том, что роль локальных архитектурно-композиционных доминант Авдеевской ГСНМ в прошлом выполняли 7 часовен, пространственно организующих огромную территорию вокруг трех практически примыкающих друг к другу озер - Купецкого, Тягозера и Ижгоры (рис.4). Согласно "Ведомости о церкви Покрова Пресвятыя Богородицы Пудожского уезда Купецкаго прихода за 1890-й год" из 9 принадлежавших к этой церкви часовен 7 находились в окрестностях упомянутых выше трех озер. А первым структурным элементом этого уникального "часовенного ожерелья", вероятно, послужила часовня в "Купецкой деревне Бураково", упоминающаяся в 1628 году совместно с Георгиевской церковью [8, с. 21].

По сведениям 1890 года в деревне Бураковой "на расстоянии 1 версты от церкви" располагалась "издревле построенная" часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, богослужение в которой производилось 9 мая и 25 июля (рис.4-17) [12, л. 62]. В деревне Лядинской, отстоявшей от церкви также на расстоянии 1 версты (рис.4-15), имелась деревянная часовня в Честь Преображения Господня, построенная в 1811 году. Богослужение в ней осуществлялось 6 августа и 14 сентября.

Далее, "на расстоянии 4 версты от церкви" в деревне Авдеевой стояла деревянная часовня "в Честь Вознесения Господня", построенная в 1810 году и ремонтировавшаяся в 1867 году (рис.4-1). Богослужение в ней производилось "в день Праздника" и 24 июля. А уже в 5 верстах от церкви при деревне Мелентьевой находилась деревянная, перестроенная с разрешения Епархиального начальства в 1890 году, часовня "в Честь Собора Пресвятой Богородицы" с богослужением 26 декабря и 17 апреля (рис.4-4). В 7 верстах от церкви при деревнях Ананьинской, Климовой и Алексеевской имелась деревянная часовня "во имя Святого Архистратига Михаила" с богослужением 8 ноября и 29 июня, построенная с разрешения Епархиального начальства в 1887 году (рис.4-8, 10,12). А при деревне Маткажи "в 5 верстах от церкви" была деревянная часовня "в Честь Введения в Храм Пресвятыя Богородицы ... с богослужением 21 ноября и 15 августа" (рис.4-14). Известно, что эта часовня была построена в 1818 году, а в 1890 году она уже была достаточно ветхой. Наконец, в 6 верстах от церкви при деревне Ижгоры стояла деревянная часовня "в Честь Сретения Господня" с богослужением 2 февраля и 20 июля, построенная в 1735 году и к 1890 году тоже уже бывшая весьма "ветхой" (рис.4-16) [12, л. 62-63об.].

Столь значительное число локальных архитектурных доминант закономерно, поскольку даже на 1843 год в 17 деревнях Авдеевского поселенческого кластера (из числа упомянутых выше 21 поселения отсутствовали только деревни Тарасогорская и Ергачевская, появившиеся, очевидно, во второй половине XIX века, и деревни Погост и Носок, образованные в начале XX века) насчитывалось 50 риг, 2 водяные мельницы и 137 крестьянских дворов с населением в 1029 человек (504 мужчины и 525 женщин), имевших 238 лошадей, 698 коров и 695 овец [13, л. 15об.].

А в заключение приведенной выше характеристики Авдеевской ГСНМ следует упомянуть и о том, что помимо искусственных акцентов в композиционно-пространственной организации этой групповой системы в прошлом принимала активное участие природная доминанта – священная роща около деревни Авдеевской, упомянутая в работе этнографа Н.Н.Харузина, опубликованной в конце XIX века. "Как бы то ни было и каково бы ни было происхождение священных рощ в Пудожском уезде", - писал Н.Н.Харузин, - "во всех них, как в тех, которыя уже стоят века, так и в тех, которыя посажены сравнительно недавно, кроется несомненная языческая подкладка далекаго от нас цикла верований, взгляд на Святаго далеко отстоящий от взгляда христианскаго". "Поэтому", - отмечал далее исследователь, - "если та или иная роща и не является, быть может, непосредственным потомком лесного святилища языческих насельников уезда (хотя это и не исключено - П.М.), все-таки в основании своем она имеет одинаковое с языческими рощами происхождение, родственна с ними, если так можно выразиться, по духу, по той идее, которая кроется в факте существования этих священных рощ" [7, с. 37-38].

Наконец, о древности поселений Авдеевской групповой системы свидетельствуют и другие, зафиксированные этнографов Н.Н.Харузиным верования и предания. Так, еще в конце XIX века бытовал "пир, устраиваемый на озере Купецком у часовни св. Макария". По мнению Н.Н.Харузина, "этот вид общественного пиршества, также как и" рассмотренный выше древний обычай, зафиксированный в Корбозерском "кусте" деревень, "напоминает нам о жеотвоприношении чисто языческого характера".

Однако, "если в Корбозерском и ему подобных пиршествах можно видеть переживание родовых или племенных жертвоприношений, то в пиршестве, устраиваемом в день памяти св. Макария, который, кстати сказать, считается здесь покровителем стад – ясны следы жертвоприношения по обету отдельных семейств. Если случится с кем либо болезнь или другое какое-нибудь несчастие, падающее либо на одного из членов семьи, либо на всю семью, то страдающие обещают - "завичают" св. Макарию барана", которого и приносят в жертву в день памяти святого Макария, а "завещавшие" угощяют "жертвой" (приготовленным из барана мясом) всех желающих [тамже, с.43-44]. Обычай этот явно восходит к более древним временам - к периоду существования в Пудожском крае крупных патриархальных крестьянских семей.

Другим интересным обычаем, существовавшим ранее в окрестностях Купецкого озера, были "гулянки", устраивавшиеся "на Петров день у деревни Ананьево" под "святой" сосной, которая по народному преданию выросла из косы, захороненной здесь некогда "панской сестры" [тамже, с. 38]. Судя, по всему, эта традиция имеет еще более глубокие исторические корни, поскольку на территории Карелии сохранилось много так называемых "литовских" курганов, могил и сопок, в которых, по преданиям зарыты польско-литовские интервенты, убитые крестьянами в Смутное время 1612-1614 годов [6, с. 122].

Библиография:

1. Атлас Карельской АССР. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1989. - 40 с.

2. Карта. Прионежье. Карта масштаба 1:200000, составлена и подготовлена к печати ЛКФ в 1992 г. - 5 л.

3. Карта СССР в масштабе 1:2500000. Лист 11. - М.: ГУГК при Совете Министров СССР, б/г. - 1 л.

4. Материалы к инвентаризации памятников истории и культуры Карелии: Обоснование для принятия на учет вновь выявленных историко-архитектурных объектов Пудожского района / Республика Карелия, Петрозаводский гос. ун-т, НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры РК. - Петрозаводск, 1993. - 64 с. (Архив НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры РК, инв. № 1-108(16)В2).

5. Олонецкая губерния: Статистический справочник / Статистическое Бюро Олонецкой Губернской Земской Управы. - Петрозаводск: "Северная скоропечатня" Р.Г.Кац, 1913. - 348 с.

6. Очерки истории Карелии. Т.1. - Петрозаводск: Госиздат КАССР, 1957. - 430 с.

7. Харузин Н.Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии // Олонецкий сборник. Вып.3. - Петрозаводск: в Губ. Типографии, 1893. - 45 с.

8. Шайжин Н.С. Старая Пудога с XIV по XVIII век (историко-бытовой очерк). - Петрозаводск: Олонецкая губернская типография, 1906. - 46 с.

9. НА РК, ф. 25 оп. 1, д. 1/1, 1797. "Дело об отошедших от Архангельской Епархии к Новгородской церквей 1797-го года". - 136 л.

10. НА РК, ф. 25, оп. 1, д. 34/14, 1854-1855. "Дело по рапорту Благочиннаго Александра Мегорского о обозрении церквей вверенного ему округа (15.04.1854-28.02.1877)". - 97 л.

11. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/324, 1869 г. "Формулярные ведомости о состоянии церквей города Пудожа и Пудожского уезда за 1869 год". - 12 л.

12. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/325, 1890 г. "Формулярные ведомости о церквах 1-го благочиннического округа Пудожского уезда". - 93 л.

13. НА РК, ф.33, оп.26, д.5/63, 1843. "Хозяйственное статистическое описание казенных деревень Пудожского уезда". - 53 л.

 
 
Гостевая книга Назад Вперед