Часовня Казанской Божьей Матери расположена в центре деревни Пялозеро и является
композиционно-планировочной доминантой в свободной застройке поселения.
Постройка принадлежит к числу двухчастных равношироких и равновысоких часовен. Основной
объем здания включает молитвенное помещение и притвор, перекрытые общей двускатной
крышей, которая над молитвенным помещением была увенчана крестом.
По конструктивному устройству часовня представляет собой сруб-четырехстенок, на общем
срубном основании с которым устроены притвор с каркасно-обшивными стенами и открытая
галерея-крыльцо с западным входом с двумя самостоятельными двухскатными крышами над
верхней площадкой-рундуком и одновсходной лестницей.
Стены главного помещения рублены "в прямоугольную лапу", изнутри отесаны и обшиты
горизонтальными тонкими тесинами "в стык" на кованых гвоздях, снаружи обшиты калеванной
доской на кованых гвоздях с устройством декоративного цоколя и прямоугольного карниза.
Стены притвора смешанной конструкции - частично рубленные (на высоту шесть венцов от
пола), а частично - каркасно-обшивные. Крыша - самцово-слеговая со слегами, врубленными
через 1-3 венца; кровля, первоначально бывшая "по курицам и потокам", ныне - гвоздевая из
двух слоев дороженного теса.
Двери в главном помещении и в притворе - трехкосящатые, с сопряжением косяков между
собой "в четверть", а с бревном порога - "прямо".
Пол - одинарный, из плах горбылем вниз, уложенных перпендикулярно входу. Потолок в главном
помещении первоначально был горизонтальным, из плах или тесин, параллельных входу, а
позднее заменен на восьмигранное "небо" с треугольными парусами, с заполнением из тонких
тесин "в стык".
Потолок в притворе из профилированных тесин "в разбежку", параллельных входу.
Сохранилось декоративное убранство - резные столбики крыльца, подзор с "городковой"
резьбой, двухчастные трехъярусные резные причелины с полотенцами и ветреницами,
украшенными сквозной резьбой в виде шестилепестковых розеток, на всех фронтонах.
Часовня Казанской Божьей Матери из деревни Пялозеро, построенная во второй половине
ХIX века, представляет историко-архитектурную ценность, благодаря сохранности общего
объемно-планировочного решения и декоративного убранства, а также важной композиционной
роли в застройке поселения.