Архангельская область, Онежский район,

д. Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье), Тамицкая сельская администрация

Деревня Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) находится в северной части Северного Поонежья (Архангельского Поонежья), отстоит на расстоянии 53 км к северу от районного центра - города Онеги и на расстоянии 18 км к северу от села Тамица - Тамицкое - Тамицы (дд. Тайбола, Низ, Галахов Ручей, Серечье, Церковный Холм, Верховье, Гринь-Наволок, Сутово, Гора) - административного центра Тамицкой сельской администрации.

Деревня Кянда - с. Кянда расположена на левом и правом берегах в излучине реки Кянды, впадающей с востока в Онежскую губу Белого моря, образовалась в результате срастания деревень Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье и представляет собою Кяндскую групповую систему населенных мест) (рисунки ___) [8; 9, с. 94; 10; 11; 12; 65, с. 68, рис. 1; 71, с. 11; 76, карты; 1052, карты; 1061, карты]. На период полевых работ Историко-архитектурной экспедиции Петрозаводского государственного университета 1987 года в деревне Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) насчитывалось 107 жилых домов.

Сведения о Кяндской волости и о поседении Кянское - Кяндское содержатся, в частности, на портале «Старые карты Онежского уезда Архангельской губернии, границы уезда» (адрес - http://starye-karty.litera-ru.ru/uezd/arh_karta-onezhskiy_uezd.html) [1063]. «Онежский уезд был образован в 1780 г. в ходе административной реформы Екатерины Второй в составе Архангельской области Вологодского наместничества из земель Турчасовского стана Каргопольского уезда. В 1784 г. в составе указанной области вошёл в состав самостоятельного Архангельского наместничества (с 1796 г. губерния). Административным центром уезда был город Онега, известный с 1137 г. (изначально поселение с названием Погост на море)» (рисунки ___) [1063, карты].

По характеру трудовой деятельности населения деревня Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) относится к сельским рыболовецким (с морскими рыболовными промыслами на Белом море) поселениям. Кроме того, жители деревни еще дополнительно занимались животноводством и земледелием («К1/2(6)»). В свою очередь по ролевой функции в социально-экономической организации поселенческой ткани она относится к стационарным круглогодично обитаемым повышенной (от 51 до 200 дворов) дворности деревням («ПК2/4(2)(01.3)»). Пятно жилой застройки поселения в целом имеет смешанную форму, сочетающую элементы бесформенной (аморфной) и однолинейной криволинейной форм («ПТ7:[ПТ1+ПТ2/1(1)]») (приложение В, таблица Г.1).

По функциональному зонированию территории населенного пункта с учетом функционального назначения и количества зон и с характеристикой территориально-пространственной целостности застройки деревни Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) может быть отнесена к населенным пунктам с выделением зоны общественного центра (храмовый комплекс, состоящий из деревянной летней холодной шатровой одноглавой Богоявленской церкви (во имя Богоявления Господня) с двумя престолами – во имя Богоявления Господня и во имя Святых Апостолов Петра и Павла, построенной в 1668 году, и деревянной зимней теплой двухэтажной шатровой одноглавой Благовещенской церкви (во имя Благовещения Божьей Матери) с куполами и шестью чешуйчатыми главами (из них пять - на церкви и одна - на алтаре), с приделом во имя Святого Великомученика Георгия, с одною трапезною и папертью, а в верхнем алтаре – с церковью во имя Вознесения Господня, построенная в 1794 году.

Благовещенская церковь сгорела в 1879 году, а на ее месте в 1883 году была возведена двухшатровая шестиглавая пятипрестольная Вознесенская церковь с колокольней над папертью, имевшая три престола в ряд: главный - во имя Вознесения Господня; правый - во имя Благовещения; левый - в честь Великомученика Георгия, а также два престола в трапезе - во имя Николая Чудотворца и Александра Невского. В составе храмового комплекса ранее также имелась деревянная шатровая колокольня, построена в 1774 году, а вокруг церквей - деревянная ограда, сгоревшая при пожаре 1879 года. Богоявленская церковь сгорела в 1996 году, а Вознесенская - в 2000 году. На месте храмового комплекса в 2008 году была возведена часовня Святых Апостолов Петра и Павла [18; 36; 76]), а также жилой и хозяйственной зон и с нерасчлененной застройкой («Г2/3(3)»).

По композиционным особенностям архитектурно-пространственной организации внутрипоселенческой ткани деревня Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) относится к подгруппе смешанных поселений («ПГ6»). Основными структурообразующими элементами поселения являются: берега рек Кянды и Вои, которые пересекают деревню с северо-востока на юго-запад, а также пересекающая деревню гужевая транзитная проселочная дорога Онега - Нижмозеро («ПГ6:[ПГ2/3+ПГ5/3(3)]»). Как по отношению к берегам рек Кянды и Вои, так и по отношению к внутридеревенской улице-дороге застройка деревни оказывается частично композиционно соподчиненной и частично регулярной. Кроме того, деревня также имеет вытянутую с запада на восток композиционную ось развития, относительно которой застройка поселения является частично регулярной («В4:[В2/1(2)(01.2)+В3/1(2)(01.2)]»).

Деревня Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) имеет комбинированную объемно-планировочную структуру, включающую фрагменты свободной компактной, прибрежно-рядовой смешанной (одно- и двухрядной), рядовой, направленной «на лето», однорядной и улично-рядовой двухулочной смешанной (одно- и двухсторонней) однорядной застройки с ориентацией лицевых фасадов жилых домов на юг, северо-запад, юго-запад, запад, юго-восток и северо-восток («Т5:[Т1/2+Т3/1(02.1+2)+Т3/2(02.1)+Т4/1(2)(01.1+2)(02.1)]»).

В свою очередь по характеру акцентировки деревня Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) относится к поселениям переходного подвида («ПВ5»). Ранее она относилась к подвиду центрично акцентированных поселений с акцентом (храмовый комплекс, состоящий из деревянной летней холодной шатровой одноглавой Богоявленской церкви (во имя Богоявления Господня) с двумя престолами - во имя Богоявления Господня и во имя Святых Апостолов Петра и Павла, построенной в 1668 году, и деревянной зимней теплой двухэтажной шатровой одноглавой Благовещенской церкви (во имя Благовещения Божьей Матери) с куполами и шестью чешуйчатыми главами (из них пять - на церкви и одна - на алтаре), с приделом во имя Святого Великомученика Георгия, с одною трапезною и папертью, а в верхнем алтаре - с церковью во имя Вознесения Господня, построенная в 1794 году. Благовещенская церковь сгорела в 1879 году, а на ее месте в 1883 году была возведена двухшатровая шестиглавая пятипрестольная Вознесенская церковь с колокольней над папертью, имевшая три престола в ряд: главный - во имя Вознесения Господня; правый - во имя Благовещения; левый - в честь Великомученика Георгия, а также два престола в трапезе - во имя Николая Чудотворца и Александра Невского. В составе храмового комплекса ранее также имелась деревянная шатровая колокольня, построена в 1774 году, а вокруг церквей - деревянная ограда, сгоревшая при пожаре 1879 года. Богоявленская церковь сгорела в 1996 году, а Вознесенская - в 2000 году. На месте храмового комплекса в 2008 году бюла возведена часовня Святых Апостолов Петра и Павла [18; 36; 76]), находящимся внутри пятна застройки и расположенным в направлении главной композиционной оси поселения и структурообразующих элементов, а также перед фронтом жилых домов, позади и сбоку жилых домов («ПВ3/2(6:1+2+3+5)[(01.3)->(01.1)]»).

По взаимосвязи с природным ландшафтом деревня Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) относится к поселениям, расположенным на склонах холмов-возвышенностей, находящимся на спокойном рельефе и активно преобразующим природный ландшафт с усилением его композиционных качеств («Р3/1(2)»). В тоже время по характеру внешнего зрительного восприятия она относится к населенным пунктам, имеющим открытую, с круговым восприятием, статичную композицию, а по характеру внутреннего зрительного восприятия - к поселениям, обладающим открытой для внутреннего зрительного восприятия смешанной (частично статичной и частично динамичной) композицией («ПР1/1(1)(01.1)(02.3)»).

Застройка деревни Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) относится, в основном, к концу XIX - первой половине XX веков и является характерной для русских поселений северной части Архангельского Поонежья. Деревня Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) является одним из немногих сравнительно хорошо сохранившихся традиционных сельских поселений северной части Архангельского Поонежья. В рамках северно-русских традиций находятся также планировочные и конструктивные решения бань, амбаров, сараев и погребов.

Вторжения современной застройки нет, а наличие традиционных домов-комплексов в сочетании с комбинированной объемно-планировочной структурой, включающей фрагменты свободной компактной, прибрежно-рядовой смешанной (одно- и двухрядной), рядовой, направленной «на лето», однорядной и улично-рядовой двухулочной смешанной (одно- и двухсторонней) однорядной застройки, и с часовней Святых Апостолов Петра и Павла, возведенной в 2008 году на месте бывшего храмового комплекса, позволяют отнести деревню Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) в разряд ценных исторических поселений Онежского района Архангельской области (Архангельского Поонежья).

Дополняя выше приведенную характеристику деревни Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье), следует также упомянуть о сведениях из «Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии» 1896 года [36], согласно которым становится известно, что Кяндский приход «составляют: большое село Кянда, расположенное в устье реки того же имени, впадающей в Онежский залив севернее Тамицы на 17 верст, - выселок Кяндозеро, в 8 верстах от Кянды, - д. Солозеро, в 35 верстах от Кянды за ручьями и болотами, у озера того же имени. Жителей на 1.01.1895 г. состояло : 491 м.п. и 569 ж.п., дворов 138.

Когда образовался приход - сведений не имеется. В настоящее время в Кянде 2 деревянных одноглавых (с шатрами) церкви: первая - « летняя», построенная во второй половине 17 века (1668 г. - дата из церковной описи за 1833 г. - С.Г.), имеет два престола рядом: 1) во имя Богоявления Г-ня; 2) во имя Св. Апостолов Петра и Павла; вторая - «зимняя», построенная в 1883 г. на средства СПБ-го купца Николая Полежаева и прихожан, вместо сгоревшей в 1879 г. В ней 3 престола вряд: главный - во имя Вознесения Г-ня; правый - во имя Благовещения; левый - ВЛКМ-ка Георгия. Два престола в трапезе: во имя Николая Чудотворца и Александра Невскаго, над папертью сей ц-ви устроена колокольня. Обе ц-ви обшиты и окрашены белилами и вообще поддерживаются прихожанами в приличном виде. Ограды вокруг ц-вей, правда, нет после пожара 1879 г.

Богослужебная утварь и ризница достаточны и приличны. Сверх обычных средств содержания во владении ц-ви имеется 5 десятин сенокоса, который отдается ежегодно в аренду с торгов и приносит от 35 до 45 р. и более дохода. Кроме этого в 1892 г. открыто церковно-приходское попечительство, средства котораго на 1894 г. составляли ок. 80 р.; половина из них израсходована на ремонт ц-вей.

Церковно-приходской школы в Кянде нет, а есть двухклассное сельское училище, которое существовало здесь с 1843 г. и до 1861 г. находилось в ведении приходских священников, а с этого года поступило в ведение Министерства Народ. Просвещения, и в 1875 г. преобразовано в двухклассное; закону Божию обучает священник (за 150 р. в год).

Кроме приходских ц-вей имеется еще приписная дерев. ц-вь в поселке Солозеро. Время образования этого поселения неизвестно. Сначала здесь была часовня во имя св. Апостолов Петра и Павла, потом она была заменена более обширной, в ч. Тихвинской иконы Б. Матери. В 1888- 1889 гг. к этой часовне были пристроены: алтарь, паперть с колокольнею над ней. Часовня обращена была в ц-вь и освящена, по благословению преосвященнаго Нафанаила в 1891 г. Средства для устроения этой ц-ви были доставлены крестьянином с. Кянда Михаилом Мосеевым. Ц-вь обшита и окрашена белилами, увенчана 1 главою над средней частью и одной главою - над алтарем. Утвари при ц-ви достаточно, но нет полнаго круга богослужебных книг. Храмовая Икона считается по преданию Явленною и чтится жителями как Чудотворная.

Причт, состоящий из священника и псаломщика, помещается в особых домах, но дом псаломщика так ветх, что грозит падением. Средствами содержания причта служат: жалование (140 р. и 40 р.), доходы за требоисправления, коих получается от 150 до 200 р. в год; земли во владении причта: пахотной - 2 десятины 1364 сажени и сенокосной 13 дес. 1765 саженей. Земля, особенно пахотная, малодоходна. Священником состоит о. Андрей Прокопьев Иванов, 44 л., окончивший Арх. Дух. семинарию, в сане священника с 14 сент. 1876 г., на занимаемом месте с 15 окт. 1887 г. Псаломщик Иван Егоров Пасторов, 55 л., уволен из высшаго отд. Арх. Дух . училища, на настоящем месте с ноября 1869 г.» [36; 76].

Интерес также представляют статистические данные, опубликованные на портале «Onegaonline.ru» в разделе «Деревня Кянда», в виде сведений о количестве крестьянских дворов и проживающего в них населения, составленных по данным списков населенных мест [76]. Так, в списке «Населенных пунктов Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний в 18-20 вв.», имеется упоминание о селе Кянда, правда без фиксации данных по количеству дворов и населению [1а, с. 234; 76]. В свою очередь в «Списках населенных мест Российской империи (по сведениям 1859 года)» содержится упоминание о селе Кянда, в котором на этот момент насчитывалось 102 двора, в которых проживало 675 человек (315 - мужского и 360 - женского пола) [76; 86а, с. 45].

В свою очередь в списках «Населенных мест Архангельской губернии к 1905 году», изданных в 1907 году, также имеется упоминание о селе Кянда. Количество жилых дворов в нем на данный момент составляло 164 единицы. Количество населения: мужского пола - 503, женского пола - 602 (всего 1105 человек). Село в это время относилось к Кяндской волости Кяндского сельского общества и соответственно к Кяндскому приходу [10а, с. 164-165; 76]. А в списках «Населенных мест Архангельской губернии», изданных в 1918 году, наличествует упоминание о селе Кянда. В это время в селе насчитывалось 204 двора, в которых проживало 1182 человека обоего пола. В данное время село относилось к Кяндской волости [76; 84а, с. 15].

Далее согласно спискам «Населенных мест Архангельской губернии. На 1-е мая 1922 г.» имеется упоминание о селе Кянда, в котором по переписи 1920 года насчитывалось 210 дворов, а количество населения: мужского пола - 421, женского пола - 605 (всего 1026 человек) [76; 85а, с. 79]. В результате укрупнения волостей в 1924 году, село Тамица вошло в состав Кяндской волости Онежского уезда [76; 87а, с. 24-25].

Наконец, согласно спискам «Населенных пунктов Архангельской области по Всесоюзной переписи 1939 г.», опубликованным в справочнике «Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в XVIII-XX веках», также имеется упоминание о селе Кянда в составе Кяндского сельского совета Онежского района, но данные по количеству дворов и населению отсутствуют [1а, с. 346; 76].

Интерес также представляют сведения из «Описи имуществ и угодий церкви Кяндскаго прихода за 1833 год», хранящейся в Государственном архиве Архангельской области [76; 801а]. Согласно этой описи «В основании Кяндскаго прихода - две церкви.

Первая - во имя Богоявления Господня, построена в 1668 году тщанием прихожан, на деревянном фундаменте, высотою 17 сажен, шатровая, с двумя главами чешуйчатыми, из которых - одна на церкви, другая - на алтаре. В оном строении 14 окон с оконницами стеклянными, и с одним, на одном ставу (рядом с главным престолом) приделом во имя Святых Петра и Павла; с одною папертью и холодная.

Рядом вторая церковь во имя Благовещения Божией Матери, двухэтажная, построена в 1794 году, на каменном фундаменте, высотою в 16 сажен, с куполами и 6-ю чешуйчатыми главами, из них 5 - на церкви и одна - на алтаре. Обе церкви покрыты деревянными досками. В оном строении 20 окон, с двойными стеклянными оконницами, из них 12 - с железными решетками, с одним, на одном ставу, приделом во имя Святого Великомученика Георгия, с одною трапезною и папертью. В верхнем алтаре - церковь во имя Вознесения Господня.

При сих церквах колокольня, деревянная, шатровая, построена в 1774 году, высотою 16 сажен, с главою чешуйчатою. На ней 16 колоколов: один - 30 пудов, второй - 18 пудов, третий - 4 пуда, четвертый - ?, пятый - один пуд, шестой - 30 фунтов. Вокруг церквей и колокольни ограда имеется деревянная.

До оной церкви во имя Благовещения Божией Матери была эта церковь на другом месте, в 15-ти саженях, но за ветхостью разобрана и перенесена на вновь освященное место. При сих церквах иконоставы деревянные.

О землях церковных и разных угодьях. Земли церковные и разные угодья для поддержания причта находятся не в одном месте, а по разности, а именно: Трестяной остров, на Карьем наволоке, Средний остров, Нижний остров, на Агма-ручье, в Лугу, на волоке, на Поддыбье, на Плоском наволоке, на оссеком, в Ключеватке, на Грязном наволоке, в Крестовом, за Пет-ручьем, на Чекши, на Жаровье, в долгих, на Токовом наволоке, на Домашнем наволоке, на оводках.

Об иконоставах и иконах. В церкви Богоявления Господня на Горнем месте - крест деревянный «Распятие Господа», со стороны - разные лики святых. Образ «Знамения Божией Матери» с предвечным Младенцем. У Богоматери венец серебряный с цатой позлащенной, над венцом правка из мелкаго жемчуга числом 555 жемчужин, а на другой стороне - образ Нерукотворный. Иконостас резной столярной работы, на тумбах со столбцами резными, а по верху золоченый и частично по низу украшен разными красками. Царские врата с сенью и столбцами резными позлащенными, в сени писана Тайная Вечеря, на вратах Благовещение и 4 евангелиста. Над сенью на столбцах два ангела золоченых. По правую сторону Царских врат храмовый Образ Богоявления Господня, с киотом, с сенью резной золоченою; на нем 6 венцов, из коих три - с цатами, у ангелов то без цат; по бокам оклад серебряный позлащенный. По левую сторону Царских врат Образ Божией Матери с предвечным Младенцем, на ней венец с цатой серебряной позлащенной чеканной. В нем камень сердоликовый, у Богоматери и Младенца три привеса небольших жемчужных, числом 1060 мелкаго жемчуга. В приделе Св. Петра и Павла иконостас во всем подобен как в церкви Богоявления. По правую сторону Царских врат Образы Св. апостолов Петра и Павла, на коих три венца серебряных с цатами позлащенные, по полям оклады серебряные и позлащенные и чеканные. По левую сторону Царских врат Образ Богоматери с Предвечным Младенцем, на коем венцы с цатой серебряные позлащенные, чеканные, под венцами два убруса жемчужных небольших, числом 490 жемчужин мелкаго жемчуга; по краям оклад серебряный позлащенный басмянный.

В церкви Благовещения Божией Матери иконостав столярной работы крашенный разными красками и частью золочен. По правую сторону Царских врат Образ Господа Вседержителя, на нем венец серебряный позлащенный с цатой. Храмовый Образ Благовещения, на нем два венца с цатами. У Саваофа венец без цат. В приделе Великомученика Георгия - Храмовый Образ Великаго Георгия, на нем венец с цатой серебряный позлащенный. Иконостав во всем подобен «Благовещению». В верхней церкви (этаже) Благовещения Божией Матери иконостава не имеется.

В вышеупомянутых церквах имеется пять иконоставов и пять жертвенников.

В церкви Богоявления Господня престол посвящен когда и кем - неизвестно. Светлый Антиминс на голубом атласе священнодействован Неофитом, епископом Архангельским и Холмогорским, лета от мироздания 7332, от Рождества Христова 1823 года, апреля в 23 день. В приделе Святых Апостолов Петра и Павла престол посвящен когда и кем - неизвестно. Антиминс на белом атласе священнодействован преосвященным Иоасафом, митрополитом Новгородским и Вологодским, лета от мироздания 7208, от Рождества Христова 1700 года.

Святой престол и жертвенник в церкви Благовещения Богоматери, престол сей посвящен в 1726 году и освящен Крестнаго монастыря архимандритом Макарием 8 генваря 1726 года. Облачения на нем - гарнитура красного, а под оной прежняя одежда ситцевая с травами; покров штофа по красной земле, по полям огражден красным гарнитуром. Священный Антиминс на белом полотне священнодействован Преосвященным Иоасафаилом (Иоасафом, упр. Архангельской епархией с 2.12.1761 по 1.05.1769 - ред.).

Святой престол в приделе Великомученика Георгия посвящен в 1796 году генваря 9 дня архимандритом Крестнаго монастыря Макарием. Святой престол в церкви Вознесения Господня посвящен в 1802 году священником прихода отцом Василием Васильевым июня второго дня.

…В холодной церкви была богатейшая библиотека, в которой хранились ценные книги и документы: богослужебные книги, ноты, книги гражданской печати, бумажные письменные архивы (описи церковные, метрики, алтарные книги, росписи, клировые ведомости, приходно-расходные книги). Книга о чудесах Святого Митрофана, вещи нужные к обрядам церковным: аналои для храмовых икон, кресты, чаши, блюда, хоругви, кропила. Ризы, подризницы, епитрахили, пояса, наручья, стихари, пелены аналойные. Книги Московской печати, Минеи месячные, Новый и Ветхий Заветы…

В сем Кяндском приходе при вышеописанных церквах находилось налицо прихожан: 304 мужского пола и 348 женского пола, дворов - 107» [76; 801а].

Интерес также представляют сведения, содержащиеся в «Рассказе инспектора училищ (кон. XIX - нач. XX вв )», хранящемся в архиве уроженки деревни Кянда Л.Е. Бушмановой [76]. «Кянда. Школьное здание. Остановка. Церкви. Крещенская иордань. Купание женщин.

Наконец взорам моим предстал конечный пункт моей поездки – село Кянда Онежского уезда. Кучи сереньких изб с последнего пригорка, на который поднялась моя повозка, казались как бы усевшими в яме, куда шла дорога, врезываясь в середину самой деревни. Село действительно расположено на низменности, окаймленной с двух сторон горами, а с противоположного края тянущейся непрерывною равниною до берега моря. Две речки, извивающиеся по этой низменности, - Кянда и Воя - привлекли появившихся здесь когда-то выходцев поселиться на берегах их.

Миновав несколько домов, я остановилась у очень длинного одноэтажного желтого здания. Оно сразу выделялось среди всех прочих построек своею величиною и высокими окнами, свидетельствующими снаружи о внутреннем его просторе и обилии света. Вся эта внешность сразу-таки придавала зданию казенный вид. Красовавшаяся на нем надпись «Двухклассное сельское училище» безмолвно отрекомендовала передо мною мое новое жилище. Надвигался вечер; становилось темно…

Назавтра с ударом колокола я направилась в здешнюю церковь. Был праздник Крещения. Тягучие мерные звуки с сельской колокольни плыли в утреннем морозном воздухе и застывали где-то вдали за селом над необозримым снежным покровом. Церквей в здешнем приходе две, обе деревянные, в одной из которых, пятипрестольной теплой, совершается круглый год богослужение. В этом храме особенное внимание привлекают иконы прекрасного, на мой взгляд, письма; особенно выделяется лик Богоматери.

Другая церковь, находящаяся рядом с предыдущей, не отапливается, служба в ней отправляется только раз в год, в Петров день, как храмовый праздник. Вид последней наводит на мысль о ее древности, очень маленькие оконца, хотя она выглядит совершенно подновленною, под свежей обшивкой и краской.

Церковь, переполненная молящимися, оглашалась довольно стройным пением школьников. Здешний народ, как я узнала впоследствии, вообще религиозен. Раскола в приходе нет. Но вот кончилась служба, и народ в лучших праздничных нарядах сплошной массой следом за священнослужителями двинулся на иордань, которая устраивается здесь очень большой величины, почти во всю ширину речки, квадратная.

Здесь поразила меня следующая, захватывающая за нервы картина: во время священнослужения некоторые женщины, снявшие с себя верхнюю одежду и оставшись в одних лишь сарафанах и чулках, уселись на корточках по краям водосвятной проруби и чего-то выжидали, сидя на морозе. Смотрю, что будет дальше. Лишь только священник погрузил крест в воду, как со всех остальных сторон бросились в ту же прорубь несколько женщин в сарафанах и чулках и, подхватываемые тут же стоящими к их услугам мужиками за концы подвязанных к ним полотенец, преспокойно себе выходили из воды и, одевшись, неспешно отправлялись домой. «Что это такое?» - спрашиваю я у их соседок. «Да вот не можут, верно, так и купаются в святой водичке», - получаю я разъяснение. Я слыхала о купаниях в деревнях после святок молодых мужиков, которые, видя в святочных нарядах и масках образ дьявола, стараются смыть с себя эту «дьявольщину» в только что освященной воде в реке. Но купания женщин в прорубях на морозе я никогда не воображала.

Знакомлюсь далее с селом и его обитателями по мере пребывания моего там. Большая часть домов расположена по берегу реки Кянды и только незначительная - по Вое, идя по которым отдельными рядами, постройки образуют параллель с этими речками и представляют изгибами своими такую же дугу, как и сами речки. Глядя на эти серые ряды, невольно приходится запечатлеть в памяти физиономию избушек, каждая из них имеет свое выражение; придается ли это количеством и расстановкою окон, расстояние между ними и крышей, правильностью или уклонением от него самого сруба и косяков - определить трудно, да и неважно. Дело только в том, что внешний вид избы во многих случаях представляет как бы зеркало ее внутренней жизни. На некоторых из них написан достаток; изредка порядок улицы прерывается высоким красивым домом какого-нибудь, своего рода, Колупаева или Разуваева.

Та часть села, которая находится со стороны города Онеги, по тракту служит украшением села и носит название «Городка». Здесь сосредоточены все местные административные учреждения: волостное правление, училище, фельдшерский и полицейский пункты, впереди которых растянулся церковный погост. Расположение построек повсюду правильное с достаточными между ними разрывами.

Училищное здание удовлетворяет школьным гигиеническим требованиям: в нем оказываются нормальными как световая площадь окон по отношению к площади пола, так и кубическое пространство воздуха в комнатах обоих классов, из коих в 1 классе состоит 42 учащихся, во 2 классе - 12. Но дом этот уже значительно постарел, теперь под школу готовится другое здание. Энергичный попечитель школы из местных крестьян, весьма сочувствующий народному образованию, разумно убедил мужиков отдать под школу громадное на каменном фундаменте здание, освободившееся из-под волостного хлебного магазина, которое волость собиралась продать. Теперь тот же попечитель школы усердно старается расположить разных лиц к пожертвованию на постройку из этого здания дома для двухклассного училища, произведя с этой целью сбор пожертвований по подписным листам, которые коснулись и жителей столицы. Лепты на это благотворительное дело постепенно прирастают одна к другой.

Почва в селе - сплошь глина, которая осенью от дождей легко превращается в сплошную кашистую массу, и тогда на улице всюду становится грязь непролазная. Тогда в отношении обуви и местная интеллигенция присоединяется к вкусам крестьян: заменяет камаши и галоши бахилами. Выходит, что «хороша наша деревня, только улица грязна» [76].

Упоминания о церквях Кяндского погоста содержатся также в работе краеведа Г.Б. Дерягина «Окрестности Онеги», опубликованной на сайте «Sudmed-nsmu.narod.ru» [18]. «Кяндский приход объединял с. Кянда, выселок Кяндозеро и д. Солозеро. На 1 января 1895 г. там было 138 дворов, 1060 жителей. Две одноглавых деревянных церкви, одна XVII века - Богоявления Господня, а другая XIX века - Св. апостолов Петра и Павла. В д. Солозеро стояла церковь Тихвинской Богоматери. Ничто не сохранили» (рисунки ___). [18, фото].

Дополнить приведенную выше характеристику деревни Кянда позволяют сведения из архива краеведческого музея города Онеги, составленные по воспоминаниям местных жителей деревни, хранящимся в архиве Л.Е. Бушмановой, уроженки деревни Кянда [76, фото].

«Местоположение. Старинное поморское село, расположено на западном побережье Онежского п-ва (т.н. Лямицкий (Онежский) Берег Белого моря), в 5-ти км от устья одноименной реки, в месте слияния р.р. Кянда и Воя. Село окружают моренные холмы - «горы», с которых открывается великолепный вид на окрестности (см. фотогалерею). Расстояние от г. Онеги - 55 км по автодороге Онега - Архангельск. С районным центром, г. Онегой, село связывает автобусное сообщение (2 рейса в день) и многочисленные рейсы маршрутных такси «Онега - Архангельск».

Деревни. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги). Верховье. Новая деревня. Воя. Пёлнас. Мугалы. Низ. Заболотье.

Приходские храмы (см. также «Кяндский приход»). Достопримечательности. До недавнего времени в селе находились два перестроенных церковных здания: летней шатровой Богоявленской ц. (1668 г.) с приделом Св. Ап. Петра и Павла и зимней, двухшатровой Вознесенской ц. с приделами: Благовещения Пр. Богородицы и ВЛКМ – ка Георгия Победоносца (1883 г.). В первом располагался колхозный зерносклад, во втором - сначала школьный класс, потом - сельский клуб. Летом 1996 г., от попадания молнии, сгорел Богоявленский храм. С 30 на 31 марта 2000 г. погибло в огне здание Вознесенской ц. По воспоминаниям местных старожилов, в окрестностях села находились три часовни, несколько поклонных крестов, но ничего из этого до наших дней не сохранилось.

На сегодняшний день в селе сохранилось несколько старых построек, в том числе (см. фотогалерею): дом Агафёлова Григория Павловича (нач. XX в., узел связи), здание школы (1908 г., построено Агафёловым Г.П. на деньги его сына Антона и на пожертвования благотворителей). Старый мост через р. Вою в аварийном состоянии. С зимы 2006-2007 гг., общими усилиями, на «церковном месте» строится часовня Св. Ап. Петра и Павла (см. фотогалерею).

Население. 1833 г. - 651житель при 107 дворах. 1865 г. - 573 жителя при 106 дворах. 1895 г. - 1060 жителей при 138 дворах. 1918 г. - 1182 жителя при 204 дворах. 1920 г. - 1026 жителей при 210 дворах. 1998 г. - 195 жителей при 86 постоянных хозяйствах. 2000 г. - 185 жителей при 78 постоянных хозяйствах. 2008 г. - 165 жителей при 75 постоянных хозяйствах.

Основные занятия жителей. Испокон веков жители промышляли рыболовством, зверобойным промыслом, сельским хозяйством, отходничеством (заготовка и сплав леса, работа на лесопильных заводах). В Советское время получило развитие животноводство.

Административная принадлежность. С 1785 г. - центр одноименной волости Онежского уезда Архангельской губернии. С 1919 г. - центр одноименного с/с. С 1960 г. - в составе Тамицкого с\с. На 1998 г. - в составе Тамицкой администрации. На 2008 г. - в составе МО «Покровское».

Хозяйственный статус. 1923-1924 гг. - образование мелиоративного товарищества (94 хозяйства). 1926-1928 гг. - организация 5 ТОЗ (товариществ обработки земли). 1929 г. - ТОЗы объединяются в одну артель. Апрель 1930 г. - артель, объединившая почти все население села, становится колхозом им. Сталина. К 1935 г. в колхоз вошло 142 хозяйства - 100 % . Октябрь 1957 г. - колхозы с.с Кянда и Тамица объединились в один - им. В.И. Ленина, рыболовецко-сельскохозяйственный. В 1960 г. присоединился колхоз с. Покровское. В 1962 г. - колхоз с. Подпорожье» [76].

Интерес также представляют сведения из статьи краеведа С. Головченко «Описание старинной фотографии», подготовленной по материалам архива Онежского музея и рассказам местных жителей из архива Л.Е. Бушмановой (Кянда) и опубликованной на портале «Onegaonline.ru» с приложением фотографии общего вида Кяндского храмового комплекса, датируемой началом XX века (рисунок ____) [76, фото].

«Перед нами фото начала 20 века, на котором запечатлен еще один погибший деревянный храмовый комплекс Онежского Поморья, находившийся в старинном с. Кянда - центре бывшего Кяндского прихода и одноименной волости (в 55 км от г. Онеги по дороге на Архангельск (см. карту в разделе «Кяндский приход» - ред.). На 1896 год, кроме села, в приход входили: выселок Кяндозеро и д. Солозеро.

О времени образования с. Кянды точных данных не имеется, но несомненно, что оно древнее. Летняя Богоявленская шатровая церковь (на фото справа) была построена в 1668 году. Зимний Вознесенский храм, с колокольней над папертью, построен в 1883 году вместо сгоревших в 1879 году шестиглавой двухэтажной Благовещенской церкви (1794 г.) и колокольни (1774 г.). Он строился на средства купеческой семьи Полежаевых (Николая Дмитриевича и Александры Григорьевны) из Петербурга и прихожан. Также Полежаевы подарили приходу благовестный колокол в 50 пудов (ок. 800 кг). А второй по весу колокол в 32 пуда 5 фунтов (ок. 514 кг), разбившийся во время пожара 1879 г., был перелит в Петербурге на заводе В.М. Орлова на средства прихожан (292 руб. 52 коп.) и стараниями уроженца деревни Михаила Константиновича Мосеева. На колоколе была вылита надпись: « Колокол Перелит на Средства Прихожан Кяндскаго Прихода Онежскаго Уезда Арх. Губ. В Возблагодарение Господу Богу за Чудесное Спасение Его Императорскаго Величества с Августейшим Семейст

вом 17 Октября 1888 Г. на Курско-Харьковской Ж.Д.»...

Этот храм, использовавшийся под клуб, сгорел с 30 на 31 марта 2000 года, а Богоявленская церковь, в которой был склад, - в 1996 году, от попадания молнии. На храмовом месте силами жителей села, с помощью благотворителей с зимы 2006-2007 гг. строится часовня Св. Ап. Петра и Павла (см. фотогалерею).

Жители села издревле занимались морскими промыслами, хлебопашеством, скотоводством, солеварением, рубкой и сплавом леса, работали за пределами волости. На 1917-1918 гг. в Кянде проживало 1182 человека при 204 дворах, в д. Солозеро - 75 человек при 13 дворах. К 01.01.1998 г. население сократилось до 195 человек, число постоянных хозяйств - 86. Д. Солозеро (в 37 км к востоку от Кянды, на берегу большого озера Солозера) опустела в 1950-х гг.

В настоящее время через Кянду проходит автодорога на Архангельск. С районным центром (г. Онегой) существует автобусное сообщение. Есть магазины, узел связи, фельдшерский пункт. Вот только школы теперь своей нет» [76, фото].

Упоминание о поморском селе Кянда содержится также в статье архитектора П.П. Медведева «Некоторые особенности объемно-планировочных структур сельских поселений Беломорского Поморья» [156]. «На тенденцию к беспорядочности в планировке сельских поселений финно-угорских народов обращали внимание многие исследователи (Р.М. Габе, М.В. Битов, И.В. Оленев, В.В. Пименов, Н.Н. Харузин, М.Н. Морозова), и, казалось бы, полученные результаты только лишний раз подтверждают их выводы и гипотезы. Сомнение было вызвано лишь широким распространением элементов свободной планировки в русских поселениях, имеющих смешанную объемно-планировочную структуру (33,3% у русских и 36,4% у карел).

Изучение литературных и архивных источников позволило установить, что в некоторых русских селениях, имеющих объемно-планировочную структуру с элементами свободной планировки, жили некогда представители финно-угорской народности (села Умба и Кандалакша Мурманской области; деревни Гридино и Летняя Река КАССР; село Тамица и деревни Покровское, Кянда, Нижмозеро Архангельской области) (прим. 13 - См.: Чаев Н.С. Северные грамоты XV в. - Летопись занятий археографической комиссии за 1927-1928 годы. Вып. 35. Л., Изд-во АН СССР, 1929. с. 129, 131-132; Списки населенных мест Российской империи. Т. 1. Архангельская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. - СПб, 1861, с. XIV-XVII; Ефименко П.Е. Заволочьская Чудь. - Архангельск: Губернская типография, 1869, с. 87, 95; Пошман А. Архангельская губерния в хозяйственном, коммерческом, философском и нравственном обозрении, с полезными на все оныя части замечаниями. Соч. Антона фон Пошмана. (Составленное в 1802 г.). Т. 1. - Архангельск: Губернская типография, 1873. - с. 11; Попов А.И. Из топонимики Карелии. - В сб.: Природные ресурсы, история и культура Карело-Финской ССР. Вып. 1, 1958. - с. 105; Ушаков И.Ф. Кольская земля. Очерк истории Мурманской области в дооктябрьский период / Под ред. докт. истор. наук И.П. Шаскольского. - Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1972. - с. 24, 31, 61; Бернштам Т.А. указ. соч., с. 59). В связи с этим относительный процент финно-угорских поселений со свободной объемно-планировочной структурой возрос до 39,1% (против 32,5% у русских), что позволяет с уверенностью говорить о сохранении строителями финно-угорских народностей тенденции к свободной планировке и в условиях Беломорского Поморья [156, с. ].

Необходимо также отметить, что на портале «Onegaonline.ru» краеведом С. Головченко опубликована еще одна статья под названием «Кянда. Освящение новой часовни», подготовленная по материалам районной газеты «Онега» за 2009 год, с приложением фотографии общего вида часовня Святых Апостолов Петра и Павла, датируемой 2008 годом (рисунок ____) [76, фото].

«День 25 декабря 2008 года запомнится жителям села Кянда на многие годы. Он для них стал историческим. В этот день была освящена новая часовня в честь Св. Апостолов Петра и Павла - многовековых покровителей села.

Построили ее на месте двух деревянных храмов (см. раздел «Кяндский приход»), погибших в огне пожаров (в 1996 и 2000 гг.). В одной из них - шатровой летней Богоявленской (1668 г.) издревле был придел в честь Первоверховных Апостолов.

Часовня сооружена на средства жителей, с помощью различных предприятий и организаций Онежского района, в том числе рыболовецко-животноводческого колхоза им. Ленина (в который и входит село), предпринимателей. А инициатором и организатором постройки стала активный общественный деятель села, председатель Совета ветеранов - Людмила Ефимовна Бушманова.

Ей одной ведомо, как трудно далось это дело. Требовалось многое: организовать православную общину, выбить участок под строительство, очистить территорию от мусора, камней, обгоревших бревен, организовать отсыпку площадки гравием, сделать проект, собрать денежные средства, приобрести стройматериалы, договориться с плотниками…

Но все это, Слава Богу, позади, благодаря личному вкладу многих людей. Людмила Ефимовна убедительно просила написать в газете слова благодарности всем, кто откликнулся на ее просьбу о помощи. Теперь, если жители Кянды будут молиться, - Господь не позволит селу «умереть», будет способствовать его полнокровной жизни и развитию. Нельзя не назвать имя основного помощника Л.Е. Бушмановой во всех хлопотах по часовне - это Борис Павлович Кузнецов…

На сельский праздник приехали представители православной общины Св.-Троицкого собора г. Онега во главе с его настоятелем, протоиереем отцом Александром, который и совершил чин освящения часовни, отслужил молебен. Ещё попутно были освящены: новый деревянный мост через р. Воя и сельский магазин» [76, фото].

Необходимо также упомянуть о сведениях, представленных на портале «Onegaonline.ru» в виде набора фотографий общего вида деревни Кянда и ее отдельных построек и сооружений (рисунки ___) [76, фото].

Интерес также представляют сведения, опубликованные на портале «Легкоход.com» С. Панченко под заголовком «Онежский полуостров: фотоотчёт, 25.08.2012 г.» с представлением трех фотографий из района деревни Кянда (адрес - http://www.legkohod.com/reports/onezhskiy_poluostrov.shtml) [1049]. «Задумка. Маршрут Архангельск - Кянда - Нижмозеро - Пурнема - Лямца (можно не доходить до нее). Затем обратно по тому же маршруту. Продолжительность похода - 1 неделя. Цель похода - дойти до Белого моря, пройти немного по берегу, разведать дорогу и места, понять, стоит ли идти туда на более длительный срок» (рисунок ___) [1049, фото].

Дополнить приведенную выше характеристику позволяют также сведения, опубликованные на портале «Наш край» («Nashkraysev.ru») в разделе «Архангельские земли: История и культура Русского Севера» и в подразделе «Поселения и архитектура» [1010а].

«На приморском побережье и в приустьевых частях рек расположены старинные поморские поселения, многие из которых насчитывают сотни лет. Здесь сохранилось множество старинных построек, представляющих традиционную архитектуру Поморья. Особое место среди них занимают культовые сооружения.

На Севере храмы чаще всего ставились не среди жилых строений, как это было принято в других местностях России, а несколько в стороне от деревни, обычно на возвышенных местах. Рядом с храмами располагались кладбища. В некоторых деревнях в более позднее время кладбища были перенесены на новые места.

Основным типом храма является шатровая церковь с примыкающей к ней с запада низкой трапезной частью. Этот тип храма начал широко распространятся в XVII веке и стал господствующим в русских деревнях и селах в последующие столетия. К этому типу зданий принадлежат дошедшие до нашего времени старинные храмы в Пурнеме, Кянде, Никольская церковь в Неноксе и ряд более поздних храмов, возведенных в прошлом и начале нынешнего века» [1010а].

Сведения о деревне Кянда имеются также на официальном сайте краеведа Ю. Огурцова «Моя Русь» (рисунки ___) [1050]. «И вот долгожданное утро, когда должен идти автобус на Пурнему-Лямцу… Дорога до Кянды вполне отличная (это основная дорога на Архангельск), а потом до Нижмозера и до Пурнемы условно проходимая: болота замёрзли, а горки остались… Красивый вид на Нижмозеро. Из большой деревни, живут в 3 домах.

Информация о деревне Кянда содержится также в сообщении И. Балабанова «На поморской земле», опубликованном в газете «Вольный ветер» в октябре 2000 года и воспроизведенном на туристическом портале «Куда.ua» («Rest.kuda») (адрес - http://rest.kuda.ua/544) [1014а; 1015а].

«К Онежскому полуострову, что в Архангельской области, я присматривался давно: очень хотелось обойти этот кусочек северной земли, который заманчиво «высунулся» из материка в Белое море. В марте этого года мечту удалось осуществить. Команда, состоящая из пятерых москвичей-горников (Сергей Адамов, Дмитрий Брусков, Владимир Мухин, Владимир Шиповский и автор этих строк), подобралась на удивление быстро. У троих из нас кое-какой опыт лыжных путешествий имелся, двое были лыжниками-новичками. Но это не помешало всем пройти за 14 дней 350 км вокруг полуострова. Похоже, мы первыми проделали такой путь зимой на лыжах (во всяком случае, ни в Москве, ни в Северодвинске, ни в сёлах на маршруте подтверждений прохождения ранее его мы не нашли).

Большое село расположилось по обе стороны реки Кянда. Отсюда два раза в день в Онегу ходят автобусы (вечером в 18.30). В ожидании транспорта греемся в доме напротив остановки. Поражаемся невероятно голубым, прямо-таки бирюзовым глазам местных жителей. Говорят, такие только у поморов…» [1014а; 1015а].

Сведения о Кяндском приходе Онежского уезда Архангельской губернии содержатся также на портале «Православные приходы и монастыри Севера» (адрес - http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=12) [1035]. «Кяндский приход. Онежский район, Архангельская область. Онежский уезд, рхангельская губерния. Современное местоположение: Онежский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Онежский уезд, Архангельская губерния.

Приход состоял из с. Кянда (при устье одноименной реки), выселка Кяндозеро и д. Солозеро. В приходе было две церкви: летняя, построенная во второй половине XVII в., с двумя престолами - во имя Богоявления Господня и во имя апостолов Петра и Павла; вторая - зимняя, построенная в 1883 г. петербургским купцом Николаем Полежаевым при участии прихожан, вместо сгоревшей в 1879 г. В зимней церкви было 5 престолов: главный - во имя Вознесения Господня, правый - во имя Благовещения, левый - во имя вмч. Георгия, и два в трапезе - во имя Николая Чудотворца и во имя св. Александра Невского.

Приписная церковь: в поселке Солозеро, где сначала существовала часовня во имя апостолов Петра и Павла. Эта часовня была заменена новой, более обширной, в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1888-1889 г.г. к часовне были пристроены алтарь, паперть с колокольней над ней, и часовню обратили в церковь. Освящена она была в 1891 г. Средства для устройства церкви пожертвовал крестьянин с. Кянда Михаил Мосеев. Храмовая икона считалась явленной и чтилась как чудотворная. Библиография - Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 33-35 [36, с. 33-35]» [1035].

На этом же портале представлена статья А.В. Родионова «Материалы по истории Кяндского прихода Онежского уезда Архангельской губернии» [1035].

«Первое упоминание кяндской церкви Петра и Павла находим в сотной на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова (1556 г.): «В той же волостке в Кянде погост, а в нем церков Петр и Павел» (прим. 1 - Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Ред. П.А. Колесников. - Вологда, 1981) Кяндская церковь во имя Богоявления Господня упоминается в Переписных книгах 7154-7155 гг. (1646-47) («Погост на реке на Кянде, что была прежде деревня Михайловская. На погосте церков Богоявления, один двор пономарский…» (прим. 2 - Богословский М. Земское самоуправление на Русском Севере. - 1909. - Т. 1. - С. 19). В списке древних церквей Архангельской епархии датой построения Кяндской Богоявленской церкви указан 1668 г. (прим. 3 - Архангельские епархиальные ведомости.- 1889. - № 1). Самостоятельный приход открыт 16 июня 1897 года. В приходе было две церкви: летняя, построенная во второй половине XVII в., с двумя престолами - во имя Богоявления Господня и во имя апостолов Петра и Павла (1668 г. (прим. 4 - Список церквей и приходов Архангельской епархии. - Архангельские епархиальные ведомости. - 1889. - № 1)); вторая - зимняя, построенная в 1883 г. петербургским купцом Николаем Полежаевым при участии прихожан, вместо сгоревшей в 1879 г. В зимней церкви было 5 престолов: главный - во имя Вознесения Господня, правый - во имя Благовещения, левый - во имя вмч. Георгия, и два в трапезе - во имя Николая Чудотворца и во имя св. Александра Невского.

По свидетельству онежского иконописца Григория Федоровича Максимова, в 1790 г. он и Иван Иванович Богдaнов-Карбатoвский (1716, дер. Корбатовская Архангелогородской губ.- 16.07.1801, дер. Чекуевская (Чекуево) Онежского у. Архангельской губ.) описывали в Ворзогорском приходе тёплую церковь, затем работали в Кяндском приходе в холодной церкви, «потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах. В продолжении таковыя в сих приходах работы мой учитель скончался» (прим. 5 - ГААО. - Ф. 29. - Оп. 4. - Ед. хр. 2433. - Л. 12 - Цит. по: Кольцова Т.М. Онежские иконописцы XVIII в. Богдановы-Карбатовские // III Грабаревские науч. чтения. 28-30 нояб. 1996 г. - М., 1995. - С. 5-6). Приписная церковь: в посёлке Солозеро (в 1901 г. - 14 дворов), где сначала существовала часовня во имя апостолов Петра и Павла. Эта часовня была заменена новой, более обширной, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, поставленной на берегу озера. В 1888-1889 г.г. к часовне были пристроены алтарь, паперть с колокольней над ней, и часовню обратили в церковь. Освящена она была в 1891 г. Средства для устройства церкви в 1886 г. вызвался собрать крестьянин с. Кянда Михаил Мосеев. Получив разрешение на это, он отправился в Петербург с Тихвинской иконой Богоматери и в течение 5 лет трудился по сбору пожертвований. Храмовая икона считалась явленной и чтилась как чудотворная. 23 апреля 1900 г. Солозерская церковь пострадала от пожара (прим. 6 - Архангельские епархиальные ведомости. - 1901. - № 17). В приходе состояли село Кянда, выселок Кяндозеро и дер. Солозеро; в 1888 г. - 1001 прихожанин.

Священники: 1) Евгений Иосифович Синцов - Служил в 1873-1888 гг.; 2) Андрей Прокопьевич Иванов (*ок. 1852) - Окончил курс Архангельской духовной семинарии. В сане священника с 14.09.1876. Служил с 15.10.1887. Упоминается в 1896 г.; 3) Александр Гасконский - Служил до 2 декабря 1912 г. Со 2 декабря 1912 г. исключен из списков священников Кяндского прихода за смертью (прим. 7 - Архангельские епархиальные ведомости. - 1913. - № 1); 4) Михаил Лысков (прим. 8 - Архангельские епархиальные ведомости. - 1917. - №№ 6-7, 21) - Служил до 6.10.1917; 5) Леонид Вaсильевич Ивaновский (*1882) - Родился в с. Пурнемa Онежского у. Aрхaнгельской губ. Сын священникa Пурнемского прихода Василия Иоанновича Ивановского (*ок. 1849 - †7.08.1912 (прим. 9 - Архангельские епархиальные ведомости. - 1913.- № 8). В 1903 г. окончил Архангельскую духовную семинарию. 1 год трудился учителем в Чaкольской сельской школе Пинежского у. Aрхaнгельской губ., в 1904 г. рукоположен в сан священника (прим. 10 - Зa веру Христову: Духовенство, монaшествующие и миряне Русской Прaвослaвной Церкви, репрессировaнные в Северном крaе (1918-1951). Биогрaфический спрaвочник/ Сост.: С.В. Суворовa. - Aрхaнгельск, 2006. - С. 193). С 1904 по 24 ноября 1922 г. священник Кяндского прихода, благочинный в 1917-1923 гг. (прим. 11 - Как благочинный упоминался в АЕВ, 1918, №3 от 15 февраля 1918 г. и в «Красной Онеге» от 12 августа 1923 г. В последней в статье «Отрыжка тихоновщины» описывается суд над отцом Леонидом Ивановским: «На скамье подсудимых Кяндский благочинный Ивановский - типичная иллюстрация к «божественным» стихам Демьяна Бедного. Длинные волосы, жидкая бородка и речь в церковном стиле. Обвиняется в контрреволюционной агитации с амвона. <…> Весной прошлого года в проповедях Ивановский внушал пастве: 1). Карлы Марксы, Энгельсы, Ренана (так в газете! - А.Р.), Штраусы, Гегели и прочие безбожники купно с теперешними вождями Советской России сойдут оплёванные под хохот толпы со сцены и наступит царство истинных служителей бога (проповедь в Кянде; 2). Большевики-антихристы, гонители веры и грабители. Они ограбили церкви под видом помощи голодным, но, вот увидите, они всё загребут в собственный карман. Верующих в Лямце Ивановский обругал дураками за то, что они отдали в Помгол церковные ценности; 3). Продналог вносить не следует, потому, что он непосилен, а главное, поддерживает у власти большевиков (проповедь в Кянде и в Нижмозере). <…> На суде он очуствовался и стал доказывать <…> - Ни при царе, ни в эпоху смятения (т.е. после октябрьской революции) не занимаюсь политикой. Я ни на одном сходе, ни на одном собрании не был. Бога призываю в свидетели - не был. Своими малыми силами я служил только церкви. Ивановский был искренен. Да, он не занимался политикой и служил только церкви, но в том то и суть, что дело православной церкви было подменено у него черносотенством и монархизмом, которым он и служил. <…> Выступай на суде главными свидетелями обвинения коммунисты, поза Ивановского, по крайней мере в глазах верующих, была бы выигрышной. Оклеветали, мол, гонители, они же судят.

Но тут почти что свои «зарезали». Решающее значение для суда, как это основательно подчеркнул помпрокурора Сурский, явились показания почтенного кооператора, члена культа верующих и любителя церковного пенья Ф. Кубачина и не менее почтенного и религиозно настроенного бывшего учителя в Кянде Н. Бубнова. Ни личных счетов, ни идейного раздражения суд не мог усмотреть у этих свидетелей. Особенно четки и убийственны были показания Бубнова, не оставлявшие сомнения в контрреволюционной работе Ивановского. Другой учитель из Кянды Симаков,явный благожелатель Ивановского, всё время предупреждавший его «о слежке и грозящей опасности», хотел было подорвать значение показаний Бубнова, но безнадежно влип. Он заявил, что Бубнов давал свои показания на предварительном следствии под нажимом и будто-бы жаловался ему Симакову и другим лицам на это обстоятельство. Бубнов отверг выдумку, заявив, что он свободно, без всяких стеснений и понуждений давал показания следователю. По поводу показаний Симакова будет возбуждено особое дело. Защитник Ивановского Я. Моторин, не будучи профессионалом, юристом, прекрасно вел защиту. Он старался свести всё дело к борьбе идеологий христианской и материалистической, естественно исключающих друг друга. Уж если стоит судить Ивановского, говорил он, то разве по 73-й статье, предусматривающей разглашение ложных и непроверенных слухов. Такими ложными слухами, по конструкции речи защитника, являются непроверенные наукой сведенья в евангельях Матвея, Марка, Луки и Иоанна, т.е. идеология христианства. Невольно получилась очередная шутка из «Крокодила». Но что же мог поделать защитник в своем «крокодильском» положении, когда контрреволюционность Ивановского доказали не противники, а идейные сторонники. Речь обвинителя была короткой, сжатой и строго основанной на фактах, от которых нельзя было отыграться «неправильными сведеньями». Сведенья оказались точными: батюшка играл на христианскую контрреволюцию. Отзвук этого сказался и в его последнем слове. - Если вы оправдаете меня, то народ будет думать, что у нас есть праведный суд, а если осудите, он будет думать, что нет праведного суда. А я, коли меня осудят, скажу; «Блаженны вы есте, егда поносят вас и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще мне ради». По объявлении приговора многочисленная публика могла бы продолжить приведенный Ивановским текст: «Радуйтеся и веселитеся яко мзда ваша многа на небеси», а здесь пожалуйте в тюрьму за контрреволюцию для размышлений. Суд приговорил Ивановского к 5 годам тюремного заключения со строгой изоляцией (срок наполовину сокращён по октябрьской амнистии) и к 2 годам высылки из Онежского уезда по отбытии наказания. Подпись: Крюк). В 1923 г. награжден скуфьей (прим. 12 - Архангельские епархиальные ведомости. - 1913. - № 8). В августе 1923 г. осужден выездной сессией Архгубсуда к 5 годам тюремного заключения со строгой изоляцией («срок наполовину сокращён по октябрьской амнистии») и к 2 годам высылки из Онежского уезда по отбытии наказания (прим. 13 - «Красная Онега», №30 (84) от 12 августа 1923 г.). Дальнейшая судьба неизвестна/

Дьяконы: Василий Андреевич Ивановский - С 1888 по 18197 и вновь 1912 учитель пения в Кяндской церковно-приходской школе.

Пономари / псаломщики: 1) Иван Егорович Пасторов (*ок. 1839-41 - †после 1922) - Уволен из высшего отделения Архангельского духовного училища. Затем в псаломщик в Лямце. В Кяндском приходе с ноября 1869. Упоминался в 1887, 1888, 1895 г.г. В 1913-14 г.г. - за штатом. В 1885 г. просил о вспомоществовании в связи с неурожаем 1884 г., в 1913-1914 г. за штатом, проживал в Кянде, пенсия 44 р. 10 коп. (прим. 14 - Архангельские епархиальные ведомости. - 1913. - № 21. - С. 155). В 1922 г. жил в Пурнеме. Жена: Стефанида Иосифовна (*ок. 1843-46); 2) Алексей Денежков (Денежников) (прим. 15 - Архангельские епархиальные ведомости. - 1914. - № 19). - Служил в Кяндском приходе с 25.04.1912 (прим. 16 - Архангельские епархиальные ведомости. - 1913. - № 2) до 11.09.1914. Согласно просьбе от службы отставлен; 3) Михаил Петрович Потошин - Родился 29 сентября 1897 г. в д. Химаново Шенкурского у. Архангельской губ. Сын священника. По настоянию родителей с 1912 по 1914 г. был послушником в Соловецком монастыре. В Кяндском приходе с 11.09.1914 (прим. 17 - Архангельские епархиальные ведомости. - 1914. - № 19). В 1914-1919 г.г. - псаломщик Шеговарского прихода, Шенкурский у., в 1919 г. мобилизован в Красную армию, в 1921 г. возвратился в свой приход. В 1926 г. рукоположен в дьяконы и в том же году в священники. В 1926-1928 г.г. - священик Нижмозерского прихода. 18 июня 1928 г. арестован в с. Нижмозеро. 7 сентября тройкой ОГПУ за контрреволюционную агитацию осуждён на 3 года. Скончался 31 марта 1930 г. в заключении в г. Кемь (прим. 18 - За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / Сост.: С.В. Суворова. Архангельск. - 2006. - С. 453); 4) Александр Дмитриев - Был псаломщиком в Лямецком приходе. В Кяндском приходе с 4.08.1916 (прим. 19 - Архангельские епархиальные ведомости. - 1916. - № 8).

Старосты: Федор Михеевич Ануфриев - Крестьянин. Утверждён 11 февраля 1915 г. Ушёл с должности не ранее 1917 г.» [1035].

Сведения о церквях в деревне Кянда содержатся в электронном периодическом издании «Храмы России» (Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.) с наименованием сайта «Народный каталог православной архитектуры. Описания и фотографии православных церквей, храмов и монастырей» [61].

«Церковь Богоявления Господня в Кянде. Учетная карточка. Название - Церковь Богоявления Господня в Кянде. Обиходные названия - Богоявленская церковь; Крещения Господня церковь; Крещенская церковь. Тип постройки - церковь. Дата основания - не позже XVII в. Дата постройки последнего здания – 1668. Историческое исповедание - Православная. Статус - не сохр. Адрес на 1917 г. - Архангельская губ., Онежский у., с. Кянда. Современный адрес - Архангельская обл., Онежский р-н, д. Кянда.

Краткое описание. Деревянная шатровая церковь, обшитая тесом, построенная в 1668. Четверик, увенчанный восьмериком с повалом и шатром, с прямоугольным алтарем, перекрытым бочкой с главкой, и небольшой трапезной. Диагональные грани восьмерика были украшены кокошниками. С севера в паперти был устроен Петропавловский придел. Закрыта не позже 1930-х, шатер сломан. Сгорела в 1996. Дата обновления карточки - 11 февраля 2011 года. Составитель - Бокарёв Александр.

Церковь Вознесения Господня в Кянде. Учетная карточка. Название - Церковь Вознесения Господня в Кянде. Обиходные названия - Вознесенская церковь. Тип постройки - церковь. Дата основания - не позже XVIII в. Дата постройки последнего здания - 1883. Историческое исповедание - Православная. Статус - не сохр. Адрес на 1917 г. - Архангельская губ., Онежский у., с. Кянда. Современный адрес - Архангельская обл., Онежский р-н, д. Кянда.

Краткое описание. Зимняя церковь кяндского прихода, сооруженная в 1883 на средства купца Н. Полежаева. Крупная деревянная постройка, обшитая тесом, с небольшим шатром, поставленным над основным объемом, и шатровой колокольней. Боковые приделы Благовещенский и Георгиевский, в трапезной Никольский и Александро-Невский престолы. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. Использовалась как клуб, сгорела в 2000. Дата обновления карточки - 11 февраля 2011 года. Составитель - Бокарёв Александр.

Часовня Петра и Павла в Кянде. Учетная карточка. Название - Часовня Петра и Павла в Кянде. Обиходные названия - Петропавловская часовня. Тип постройки - часовня. Дата основания - 2006. Дата постройки последнего здания - 2006-2008. Историческое исповедание - Православная. Современная принадлежность - РПЦ МП. Статус - действ. Современный адрес - Архангельская обл., Онежский р-н, д. Кянда.

Краткое описание. Деревянная одноглавая клетская часовня, построенная в 2006-2008 на месте утраченных церквей. Дата обновления карточки - 11 февраля 2011 года. Составитель - Бокарёв Александр. Изображение (рисунок ___) [61, фото].

На этом же портале содержится описание Петропавловской часовни в деревне Кянда, составленное Сергеем и Машей Поповыми 1 августа 2012 года [61]. «Кянда. Часовня Петра и Павла. Деревянная часовня. Действует. Освящена в честь: Петра и Павла. Год постройки: 2008. Адрес: Архангельская область, Онежский район, Кянда. Часовня Св. Апостолов Петра и Павла построена на месте двух сгоревших церквей. Богоявленская шатровая церковь 1668 г., сгорела летом 1996 г. от попадания молнии. Шатровая зимняя Вознесенская церковь 1863 г. с шатровой же колокольней, сгорела 31 марта 2000 г.» [61]. К описанию были представлены три фотографии часовни, выполненные В. Пономаревым 15 мая 2012 года, и одна фотография, выполненная 27 января 2012 года, с изображением поклонного креста, установленного в июне-июле 2011 года (рисунки ____) [61, фото].

В перспективе деревня Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) может стать составным элементом как регионального, так и международного туристических маршрутов на пути от поселка городского типа Плесецкий до города Онеги с посещением поселений Чекуевской, Мондинской, Верховской, Карамино-Ощиринской, Устькожской, Макарьино-Семеновской, Петровско-Сидоровской, Карельско-Высокогорской, Вонгудской, Порогско-Павловской, Подпорожской, Онежской, Ворзогорской, Нименьгской, Малошуйской, Кушерецкой, Тамицкой, Кяндской, Пурнемской и Лямицкой групповых систем населенных мест, а также на пути от города Северодвинска до села Уна и деревни Лопшеньга с посещением поселений Уно-Лудской и Ненокской групповых систем населенных мест (северо-западная часть Приморского района), поскольку в каждой из них имеются памятники истории и культуры, позволяющие дать представление о культурных и исторических традициях Архангельского Поонежья.

№ пп

Наименование населенного пункта

Типологическая формула

101

д. Кянда - с. Кянда (дд. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье)

«К1/2(6), ПК4/4(2)(01.3)(152 двора), Г2/3(3), ПГ6:[ПГ2/3+ПГ4/1+ПГ5/3(3)], Т5:[Т1/2+Т3/1(02.1+4)+Т3/2(02.2+3+6)+Т4/5(4)(01.1+2)(02.1+2)], ПТ1/_(1), В4:[В1/_(01.2)+В2/1(2)(01.2)+В3/1(2)(01.2)], ПВ5:[ПВ4:[ПВ2+ПВ3]/4:[2+3](6:1+2+3+5)[(01.3)->ПВ1], Р3/1(2), ПР1/1(1)(01.1)(02.3)»



Библиография

1а. Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в XVIII-XX веках: Справочник / Адм. Арханг. обл. Архив. отд.; ГААО; [сост.: Л.В. Гундакова, Л.Н. Хоушкая, Н.А. Шумилов]. - Архангельск: Правда Севера, 1997. - 414 с.

8. Архангельская область. Административно-территориальное деление Архангельской области РСФСР: По состоянию на март 1983 г. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1983. - 1 л.

9. Архангельская область. Административно-территориальное деление (По состоянию на 1 января 1984 года). - Архангельск: Сев-Зап. кн. изд-во, 1984. - 174 с.

10. Архангельская область. Масштаб 1:1500000. Карта составлена и подготовлена к печати фабрикой № 5 в 1986 г. - М.: ГУГК при Совете Министров СССР, 1987. - 1 л.

10а. Голубцов Н.А. Список населенных мест Архангельской губернии к 1905 году / сост. секретарем губерн. стат. ком. Н.А. Голубцов. - Архангельск: Изд. Арханг. губерн. стат. ком., 1907. - [12], 216, ХII с.: ил.

11. Архангельская область, Ненецкий автономный округ. Дорожный атлас: Топографическая основа, автосервис, схемы транспортных узлов, дорожные знаки / Федеральная служба геодезии и картографии России. Автодорожные атласы России. Атлас составлен и подготовлен к изданию ФГУП «Аэрогеодезия» в 2003 г. - СПб.: ФГУП «Аэрогеодезия», 2004. - 72 с.: карты, схемы.

12. Архангельская область, Ненецкий автономный округ. Топографическая карта. Масштаб 1:1000000 / Карты административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации. Федеральное агенство геодезии и картографии. Карта составлена и подготовлена к изданию Федеральным Государственным Унитарным Предприятием «Аэрогеодезия» в 2005 г. - СПб.: ФГУП «Аэрогеодезия», 2005. - 1 л.+ 21 с. (Указатель географических названий).

18. Дерягин Г.Б. Окрестности Онеги [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/region/okronegi.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

36. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии / Архангельский епархиальный церковно-археологический комитет. Вып.3. Уезды: Онежский, Кемский и Кольский. - Архангельск: Типо-литография наследников Д. Горяйнова, 1896. - 267с.

61а. Портал «Народный каталог православной архитектуры. Описания и фотографии православных церквей, храмов и монастырей» [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://sobory.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

65. Медведев П.П. Система расселения и объемно-планировочные структуры сельских поселений в бассейне реки Онеги (опыт ареального исследования) // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера: Межвуз. сб. - Петрозаводск, 1989. - С. 67-84, ил.

71. Общегеографический региональный атлас «Архангельская область. Ненецкий автономный округ». - Изд-е 1-е, 2006 г. - М: ФГУП «439 ЦЭВКФ» МО РФ, 2006. - 95 с.

76. Портал «Onegaonline.ru» [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.onegaonline.ru/html/dz2/seetext.asp?kod=95, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

84а. Список населенных мест Архангельской губернии. - Архангельск, 1918. -108 с.

85а. Список населенных мест Архангельской губернии. На 1-е мая 1922 года с приложением списков населенных мест Мурманской губ., Кемского уезда, Корельской Трудовой Коммуны и Печорского уезда, Области Коми (Зырянской). - Архангельск: Тип. Архбумсоюза Кооперативов, 1922. - 302 c.

86а. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел: [по сведениям 1859 года]. Т. I.: Архангельская губерния. - Санкт-Петербург : Изд. Центр. стат. ком-та М-ва внутр. дел, 1861. - [XXXIX], 131 с.

87а. Список упраздненных волостей и сельских обществ Архангельской губернии на 1-е октября 1924, с картой упоминаемых в списке волостей. - Архангельск, 1924. - 118 с.

156. Медведев П.П. Некоторые особенности объемно-планировочных структур сельских поселений Беломорского Поморья // Архитектурное наследие и реставрация памятников истории и культуры России: Сб. науч. тр. - М., 1986. - С. 157-171, ил.

801а. ГААО, фонд 463, опись 1, д. 34, 1883 г. Опись имуществ и угодий церкви Кяндскаго прихода за 1833 год.

1010а. Портал «Наш Край» («Nashkraysev.ru») [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://nashkraysev.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=51&Itemid=56&limitstart=2, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

1014а. Балабанов И. На поморской земле // Вольный ветер. - № 45. - 10. - 2000.

1015а. Туристический портал «Куда.ua» [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://rest.kuda.ua/544, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

1035. Портал «Православные приходы и монастыри Севера» [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=12, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

1049. Портал «Легкоход.com» («Legkohod.com») [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.legkohod.com/reports/onezhskiy_poluostrov.shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

1050. Портал «Моя Русь» [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.yogurtsov.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

1052. Портал «Readtiger.com» [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://img.readtiger.com/wkp/ru/USSR_map_NQ_37-13_Luda.jpg), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

1061. Портал «Российская империя. Карты, планы, схемы» [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.rusempire.ru/forum/index.php?act=attach&type=post&id=5363, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

1063. Старые карты Онежского уезда Архангельской губернии, границы уезда [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://starye-karty.litera-ru.ru/uezd/arh_karta-onezhskiy_uezd.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.