Тамбичозерская ГСНМ расположена в восточной части Пудожского района (Восточного Обонежья),
в непосредственно близости от административной границы между Республикой Карелия и
Архангельской областью, и относится к варианту групповых систем, в структуре которых
наличествует менее трех поселений (рис.2, 3.1) [1, с. 103; 2, л.4, 5; 3]. На момент
обследования историко-архитектурной экспедицией ПетрГУ 1992 года в ее составе
наличествовали деревни Татарская Гора (Гора Татарская, Тамбиц-озерская) (рис.3.1-1),
расположенная на склоне высокого западного берега Тамбичозера, и Костина Гора (рис.3.1-2),
занимающая излучину речки Тамбицы, впадающей в Тамбичозеро с севера [5, № 3803-3804].
Из писцовых книг "по Обонежской пятине Заонежской половине Андрея Плещеева 1582-1583
годов", в частности, известно, что в числе "черных оброчных" "сел и деревень, починков и
пустошей Царя и Великаго князя" "в Никольском погосте в Пудоге" значилось поселение "на
Танбаче-озерке" [6, с. 14]. А согласно данным из "Хозяйственно-статистического описания
казенных деревень Пудожского уезда", составленного "корпуса военных топографов
подпоручиком Проковьевым", на 1843 год в деревне Татарская Гора насчитывалось 7, а в
деревне Костина Гора - 5 крестьянских дворов, в которых проживало 77 человек (36 мужчин и
41 женщина). В упомянутых крестьянских хозяйствах имелось 20 лошадей, 41 корова и 37
овец. При этом в обоих поселениях существовало еще 7 риг и 2 водяные мельницы [7, л. 7об.].
Пространственно-композиционным центром Тамбичозерской ГСНМ долгое время служила
расположенная между упомянутыми выше деревнями священная роща с кладбищем и часовней
Казанской Божьей Матери, построенной предположительно в конце XIX века. Согласно
материалам натурного обследования, выполненного в 1992 году, эта часовня относится к
числу двухчастных равношироких и равновысоких часовен. Она представляет собой
сруб-пятистенок на невысоком подклете, включающий молитвенное помещение и притвор.
Перекрыта часовня двухскатной крышей, которая над притвором увенчана шестигранной
звонницей. Объемно-планировочная композиция часовни ранее была усложнена пристройкой
сруба крыльца с западным входом [4].
В 1914 году к священной роще добавилась церковь Казанской Божьей Матери и Анастасии,
возведенная на окраине деревни Татарская Гора и венчающая вершину холма, по юго-восточному
склону которого полумесяцем размещена жилая застройка (рис.3.1-1). Согласно натурным
материалам 1992 года, эта деревянная теплая церковь принадлежит к числу трехчастных
разновысоких и разношироких церквей на высоком подклете и включает молитвенное помещение,
алтарь и притвор. Объемно-планировочная композиция церкви усложнена пристройкой сруба
крыльца с западным входом и одновсходной лестницей, подчеркивающими анфиладность общей
структуры сооружения [тамже].
В свою очередь роль локального акцента для деревни Костина Гора выполняет вторая священная
роща с часовней Казанской Божьей Матери, датируемой концом XIX века (рис.3.1-2). Роща
находится практически в центре поселения у пересечения речки Тамбицы и транзитной гужевой
дороги, в прошлом связывавшей Татарскую Гору с деревней Тамбич-Лахта на Кенозере в
Архангельской области (рис.1-5, 2). Часовня в деревне Костина Гора первоначально
принадлежала к числу одночастных часовен с западным открытым крыльцом-галерей и с
одновсходной (тоже западной) лестницей, подчеркивающей продольную композиционную ось
сооружения. Ранее часовня представляла собой квадратный в плане сруб-четырехстенок на
невысоком подклете и вместе с крыльцом-галереей была перекрыта общей двухскатной крышей,
которая над молитвенным помещением была увенчана крестом. Крыльцо-галерея, опиравшееся на
общее с главным помещением трехвенцовое срубное основание и имевшее два угловых квадратных
столба и вертикальные веретенообразные точеные балясины, во второй строительный период
было обшито изнутри и снаружи с устройством притвора-сеней.
Вместе с переоборудованием галереи-крыльца в притвор-сени объемно-планировочная композиция
часовни была усложнена пристройкой нового сруба крыльца с западным входом и одномаршевой
лестницей, которые к 1992 году оказались утраченными. Однако благодаря относительной
сохранности общего решения и следов двух строительных периодов, а также важной роли в
застройке деревни и в исторически сложившейся системе культовых доминант Тамбичозерской
групповой системы, часовня Казанской Божьей Матери представляет несомненную
историко-архитектурную ценность.
Нельзя умолчать и о том, что культовая роща, находящаяся между деревнями, совместно с
рощей в деревне Костина Гора и с церковью в деревне Татарская Гора, образуют очень
живописную систему пространственных ориентиров в виде тройственной композиции. Последняя
является одним из традиционных способов формирования архитектурно-пространственной среды
сельских поселений Российского Севера, что представляет несомненный историко-архитектурный
интерес, а также интерес с точки зрения современного градостроительства. Необходимо также
сказать, что обе часовни и церковь были детально обследованы и обмерены в процессе работы
историко-архитектурной экспедиции 1992 года, а вся групповая система в целом была
предложена к постановке на первичный учет как уникальный архитектурно-природный
комплекс [4].
Библиография:
1. Атлас Карельской АССР. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете
Министров СССР, 1989. - 40 с.
2. Карта. Прионежье. Карта масштаба 1:200000, составлена и подготовлена к печати ЛКФ в
1992 г. - 5 л.
3. Карта СССР в масштабе 1:2500000. Лист 11. - М.: ГУГК при Совете Министров СССР,
б/г. - 1 л.
4. Материалы к инвентаризации памятников истории и культуры Карелии: Обоснование для
принятия на учет вновь выявленных историко-архитектурных объектов Пудожского района
/ Республика Карелия, Петрозаводский гос. ун-т, НПЦ по охране и использованию памятников
истории и культуры РК. - Петрозаводск, 1993. - 64 с. (Архив НПЦ по охране и использованию
памятников истории и культуры РК, инв. № 1-108(16)В2).
5. Олонецкая губерния: Статистический справочник / Статистическое Бюро Олонецкой
Губернской Земской Управы. - Петрозаводск: "Северная скоропечатня" Р.Г.Кац, 1913. - 348 с.
6. Шайжин Н.С. Старая Пудога с XIV по XVIII век (историко-бытовой очерк). - Петрозаводск:
Олонецкая губернская типография, 1906. - 46 с.
7. НА РК, ф.33, оп.26, д.5/62, 1843. "Хозяйственное статистическое описание казенных
деревень Пудожского уезда". - 37 л.
|