Архитектура Российского Севера Архитектура Российского Севера
Главная Субрегиональные системы расселения Групповые системы населенных мест Историко-архитектурные комплексы
Жилые дома
Хозяйственные постройки и сооружения
Культовые постройки и сооружения
Прочие постройки и сооружения
Карты
Библиография
Примечания
Фотогалерея
Исследовательский раздел
Поиск

Кривецкая ГСНМ

Место расположения: Восточное Обонежье, Пудожский район



Кривецкая ГСНМ расположена практически в центре Пудожского района (Восточного Обонежья) (рис. 8.3). Через этот поселенческий кластер проходит узкоколейная железнодорожная ветка, связывающая нижний склад поселка Кривцы с лесозаготовительными участками в районе озер Юнгозера, Отовозера, Палозера и верховьев реки Колоды, расположенными у южной границы Восточного Обонежья [1, с. 117; 3, л. 4, 5]. Железная дорога идет вдоль речек Юнги и Сомбы и полукольцом охватывает поселок Кривцы (рис. 8.3-1), примыкающий к излучине реки Водлы и, предположительно, построенный на месте деревни Стегайловской (рис. 8.3-2). В свою очередь на противоположной стороне реки расположена старая деревня Кривцы, в прошлом состоявшая из трех более мелких деревень - Самсоновской (Сампсоновской) (рис. 8.3-3), Тереховской (рис. 8.3-4) и Кокулинской (Кукулинской) (рис. 8.3-5). Само поселение Кривцы достаточно древнее и упоминается еще в писцовых книгах Андрея Плещеева 1582-1583 годов под названием деревни "на Кривцу" [5, №№ 3756-3759; 6, с. 14].

Согласно "ведомости" 1890 года при деревне Самсоновской имелась "деревян-ная, с таковою же колокольнею" часовня "во имя Успения Божьей Матери и Святого Великомученика Георгия", "построенная неизвестно когда" и к 1992 году уже утраченная. Известно только, что богослужение в ней производилось три "раза в год - 15 августа, 26 июня и 23 апреля" [7, л. 88об.]. Между поселком и деревней через реку Водлу переброшен мост, по которому проходит автомобильная дорога, связывающая город Пудож с поселениями в окрестностях Колодозера и уходящая далее в Каргопольский район Архангельской области, благодаря реконструкции, выполненной государственным предприятием "Карелавтодор" в 1998-1999 годах (рис.2) [2, с. 1, 4; 3, л. 4, 5; 4].

Библиография:

1. Атлас Карельской АССР. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1989. - 40 с.

2. Габалов Н. Карелия - Архангельск: нет больше таежных тупиков. Транспортный коридор соединяет российские регионы и оживляет Пудожский край // ТВР-панорама, № 46 (393), 10 ноября 1999 года, с. 1, 4.

3. Карта. Прионежье. Карта масштаба 1:200000, составлена и подготовлена к печати ЛКФ в 1992 г. - 5 л.

4. Карта СССР в масштабе 1:2500000. Лист 11. - М.: ГУГК при Совете Министров СССР, б/г. - 1 л.

5. Олонецкая губерния: Статистический справочник / Статистическое Бюро Олонецкой Губернской Земской Управы. - Петрозаводск: "Северная скоропечатня" Р.Г.Кац, 1913. - 348 с.

6. Шайжин Н.С. Старая Пудога с XIV по XVIII век (историко-бытовой очерк). - Петрозаводск: Олонецкая губернская типография, 1906. - 46 с.

7. НА РК, ф.25, оп.20, д. 29/325, 1890 г. "Формулярные ведомости о церквах 1-го благочиннического округа Пудожского уезда". - 93 л.

 
 
Гостевая книга Назад Вперед