Архангельская область, Онежский район, Устькожская сельская администрация,

д. Кожеозерский монастырь - Кожеозерский Спасский монастырь - Кожеозерский Богоявленский монастырь - Кожезерский монастырь - Кожозерский монастырь - трудовая артель Кожеозерская (Кожеозерский монастырь) - Кожеостровская пустынь - Кожпоселок,

Ограда Кожеозерского монастыря, до 1764 г., утрачена.

Поселение Кожеозерский монастырь - Кожеозерский Богоявленский монастырь - Кожезерский монастырь - Кожозерский монастырь - трудовая артель Кожеозерская (Кожеозерский монастырь) находится в южной части Северного Поонежья (Архангельского Поонежья), отстоит на расстоянии 120 км к югу от районного центра - города Онеги и на расстоянии 65 км к юго-западу от деревни Устькожа - Усть-Кожа - Чирковская - административного центра Устькожской сельской администрации, с которой связана гужевой дорогой (в прошлом - монастырским трактом, знаменитой «монастыркой»), идущей вдоль левого берега реки Кожи через деревню Макарьино - Макарьинское - Макарьинская - Макарьенская - с. Макарьинское- с. Макарьино - Макарьинский погост - погост на р. Коже до деревни Петровская - Петровское - Верхний Двор - Верхний двор на р. Коже, и вдоль правого берега реки Кожи через деревню Половина.

Поселение Кожеозерский монастырь - Кожеозерский Богоявленский монастырь - Кожезерский монастырь - Кожозерский монастырь - трудовая артель Кожеозерская (Кожеозерский монастырь) расположено на Лопском полуострове (в прошлом - острове, позднее соединенном с материком дамбой-перешейком, насыпанной монахами) в восточной части озера Кожозера (Кожеозера) (в северном, «зимнем» конце озера) недалеко от истока реки Кожи и по сведениям из литературных источников возникло в XVI веке (рисунки ___) [8; 9, с. 94; 10; 11; 12; 65, с. 68, рис. 1; 71, с. 22; 76, карта; 90, с. 13, рис. 1; 1059, карта]. При этом необходимо отметить, что поселение в районе Кожозера было зафиксировано в свое время на карте под названием «Положение мест между городом Архангельском, Санкт-Петербургом и Вологдой», изданной в 1745 году и опубликованной на портале «Onegaonline.ru» (рисунок ___) [76, карта]

Необходимо отметить, что краткая историческая справка о Кожеозерском монастыре содержится на портале «Onegaonline.ru» [76]. «Кожеозерский монастырь. Монастырь основан преподобными Нифонтом и Серапионом Кожеозерскими в 1560 г. на Кожеозере. Царской грамотой 30.09.1585 г. монастырю был пожалован Лопский п-ов на озере, а вокруг него «матерой земли о 4 версты». Серапион приобрел за 200 р. земли в деревнях на р. Онеге (Кернежка, Клещево, Канзапелда, Пияла) и доли в солеварениях и тонях на летнем берегу Белого моря. Борис Годунов сослал в Кожеозерский монастырь своего непобежденного политического врага Ивана Сицкого, насильно постриженного здесь в монахи.

Наивысшего расцвета Кожеозерский монастырь достиг в период игуменства Никона (1643-46 г.г.), развернувшего бурную торговлю вываренной солью и красной рыбой. Монастырь упразднен был указом Екатерины II в 1764 г. Снова открыт по инициативе епископа Архангельского и Холмогорского Варлаама по высочайше утвержденному постановлению. Св. Синода в 1853 г. Возрождение Кожеозерского монастыря произошло в конце 19 века, когда настоятелем его стал иеромонах (затем игумен, архимандрит) Питирим (с 1885 по 1903 г.г.). В эти годы построена конная дорога к Онеге, отстроены старые и возведены из камня и кирпича 3 новых храма, настоятельский корпус, гостиницы для паломников, сушило, деревянные хозяйственные постройки и ветряная мельница.

Последний настоятель Кожеозерского монастыря иеромонах Арсений был назначен указом патриарха Тихона и Священного собора 12.07.1918 г. В 1920-х годах монастырь снова упразднен. Практическим шагом к его возрождению стала экспедиция Церковно-археологической комиссии Архангельской епархии в августе 1997 г. Обследованы полуразрушенные постройки, остатки стенных росписей; построен, установлен и освящен крест. В 1998 г. два трудника Антониево-Сийского монастыря отремонтировали кровлю и помещение для жилья в надвратном храме, установили маковку и колокол. Первым насельником возрожденного Кожеозерского монастыря, по благословлению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, стал бывший послушник Оптиной пустыни Михаил (Разиньков). Поморская энциклопедия, том 1, Архангельск, 2001, с. 188» (рисунок ___) [76, фото].

На этом же портале опубликована статья краеведа С. Головченко «Краткая история Кожеозерского монастыря» [76]. «Кожеозерский Богоявленский монастырь был основан Преподобными Нифонтом и Серапионом около сер. XVI в. на Лопском полуострове Кожозера. Есть сведения, что первоначально это был остров, а дамбу-перешеек насыпали монахи. До появления в 1556-58 гг. в этих местах Прпд. Серапиона (татарского царевича, крещённого в православии с именем Сергий) Прпд. Нифонт уже жил здесь один более 10 лет.

Постепенно стала собираться братия. Прпд. Нифонт отправляется в Москву за разрешением на основание монастыря, но, прибыв в столицу, умирает. Похоронен он был в одном из московских монастырей. Позднее уже сам Прпд. Серапион идёт в Москву, и царь Фёдор Иоаннович и Митрополит Дионисий дают ему грамоту на устройство обители и владение земельными угодьями. Это было в 1585 г.

Прпд. Серапион с братией строят Богоявленский и Благовещенский храмы. Старец отошел ко Господу в 1611 г., прожив ок. 46 лет «на месте сем и собрав до 40 человек братии…». Первые храмы сгорели в 1634 г., при первом игумене Авраамии. Вновь построенные храмы снова гибнут в пламени в 1730 г. Срубленная братией в 1752 г. церковь над могилой Прпд. Никодима Кожеозерского, в 1851 г. тоже стала жертвой пожара…

Прпд. Никодим Кожеозерский и Хозьюгский Чудотворец (память 3 июля по старому ст.) прославился своей праведной жизнью, даром прозорливости и многочисленными чудотворениями. 36 лет (1603-1640 гг.) он прожил одиноким отшельником на р. Хозьюге (р. Никодимка, с северо-запада впадающая в Кожозеро) «за пять поприщ от монастыря». Около 1640 г. в монастыре появляется соловецкий иеромонах Никон - будущий Патриарх Всея Руси.

После 1764 г., вследствие оскудения монастыря и уменьшения числа братии, монастырь стал простым сельским приходом на протяжении более 90 лет. Но, по Указу Императора Николая I, последовавшему в мае 1855 г., он был возобновлён. Ему были возвращены земли и рыбные ловли. Обитель стала центром борьбы с расколом на западных окраинах Архангельской епархии. В монастыре разворачивается грандиозное каменное строительство, при игумене Питириме строится знаменитая «монастырка» - дорога, соединившая обитель и д. Петровская (свыше 60 км.).

В сентябре 1918 г. монастырь был захвачен и разграблен отрядом «красных» партизан из д. Кривой Пояс. От их рук погибли: игумен Арсений (Шульгин Андрей Григорьевич), инок Иоанникий (Яков Спицын), послушник Михаил Черепанов, как оказавшие сопротивление, а остальные монахи изгнаны. 3 июня 1919 г. начинается осада монастыря войсками «белых». Партизаны были выбиты, а зданиям артобстрелом нанесён значительный урон. При Советской власти на территории монастыря была коммуна, потом - колхоз. Постепенно постройки монастыря пришли в запустение.

Первым шагом к восстановлению обители стал поклонный крест, установленный в 1991 г. В августе 1998 г. начались восстановительные работы на надвратном храме И. Предтечи (переосвященный позднее в честь Тихвинской иконы Божией Матери). Строителем возрождающегося монастыря становится иеромонах о. Михей. Постепенно налаживается жизнь монастыря: регулярно ведутся службы, крепнет хозяйство, устраивается быт…» [76, карта].

Необходимо также отметить, что на этом же портале представлен достаточно развернутый набор фотографий общего вида Кожеозерского монастыря и его отдельных культовых, хозяйственно-бытовых и хозяйственно-производственных построек и сооружений (рисунки ___) [76, фото].

Для общей характеристики Кожеозерского монастыря интерес также представляют сведения из работы краеведа Г.Б. Дерягига «Окрестности Онеги» [18]. «Сам же Кожозерский монастырь сохранился до сих пор. На берегу глухого, таежного озера, у истока реки Кожи застыли в немом молчании каменные стены некогда богатого и знаменитого монастыря. Монастырь находится в 120 верстах по прямой от Онеги на юго-запад. Начало монашеской общины положено в первой половине XVI века священником Нифонтом, старцем жизни строгой, подвижнической. Он пришел на Кожозеро в 1532 году. Озеро в то время было безлюдным. Несколько лет Нифонт провел в одиночестве, а в 1556 году (по одним сведениям), или в 1566 году, по другим, к Нифонту пришел татарский хан Турсас Гавирович (Ксангарович), плененный в 1552 году Иваном Грозным при взятии Казани.

История его обращения в монашество такова. Пленника привезли в Москву, где он жил некоторое время у боярина Плещеева, так как жена боярина была ему родственницей. В Москве Турсас принял крещение под именем Сергия. Замаливать языческие грехи хан пошел на Север и там попал к Нифонту, прослышав о его строгом подвижничестве. Нифонт постриг Сергия в монашество, нарек его Серапионом. Вскоре на Кожозере появились пустынники Никодим и Леонид Устьнедумский, также прославившиеся святостью жизни. Они и обустроили первое общинное жилье на озере. Через короткое время Нифонт умер в Москве, отправившись туда просить дозволения у Ивана Грозного устроить на Кожозере монастырь. Поэтому, вскоре после кончины Ивана Грозного, Серапион был вынужден сам отправиться в Москву.

Царь Федор Иванович в 1585 году уважил просьбу бывшего хана, приказал отвести землю под монастырь - остров Лопский (ныне полуостров), а также кругом озера Кожи, имеющего в длину 25 верст, в ширину 4 версты, «матерой земли по 4 версты во все стороны». На что 30 сентября 1585 года была подписана царская грамота, а с ней и от митрополита благословенная грамота на устроение обители. Серапион построил на Коже две церкви: во имя Богоявления Господня и Благовещения Богородицы, также при его игуменстве были построены и прочие монастырские здания. При нем собралась первая братия, всего 40 человек. Управлял бывший татарский хан основанным им монастырем до 1608 года, а скончался Серапион в 1611 году. 8 июня 1634 года обе Серапионовские церкви сгорели, вместо них на следующий год поставили новые, одноименные. Они сгорели через 96 лет, но теперь уже со всеми монастырскими постройками.

Во время своего правления монастырем, Серапион появлялся в Москве еще один раз - в 1599 году, в царствование Бориса Годунова. Новый царь хорошо встретил Серапиона и пожаловал его обители тони на Белом море и четыре деревни на реке Онеге. Патриарх Иов также же не обошел Серапиона своим вниманием. Благодаря этому, вскоре ученик Серапиона - Авраамий вскоре был поставлен Новгородским митрополитом в игумены, а вскоре Авраамий основал свой монастырь в Заполярной Мангазее.

После Серапиона, по 1922 год Кожозерский монастырь управлялся разными игуменами, всего их насчитывается 18 человек. С 1642 года до 1647 года, а по другим данным, с 1643 по 1646 годы игуменом на Кожозере был иеромонах Никон, впоследствии – знаменитый патриарх Московский и всея Руси, реформатор Русской Православной Церкви. При Никоне в Кожозерском монастыре жил также известный на Руси человек - боярин и монах Боголеп Львов с братом. Постриг их на монашество сам Никон. От них - думного дьяка Григория Львова и брата его Бориса - монахов Герасима и Боголепа - в 1639 году монастырю были пожертвованы самые богатые дары за всю его историю: покров атласный, серебряная под золотом чаша в двенадцать с четвертью фунтов, тридцать четыре богослужебных печатных книги, колокол в 7 пудов, много икон, богатых риз, подризников, стихарей и прочего, а также 330 рублей деньгами, пуд воска, три пуда мёда, полпуда ладана, четыре ведра вина церковного и часы с боем на колокольню.

Но Боголеп ненавидел монашескую жизнь. Из своей «спеси боярской» презирал Никона, завидовал ему, когда тот стал митрополитом, а затем патриархом. Вообще, многие бояре не могли понять, как патриархом может быть «мужик сельской». В результате, как известно из документов Вселенского собора 1666 года, «Боголеп Львов 10 лет не исповедаше грехов своих, камканию же святому выше 20 лет не общался, ниже в церковь входаще, обаче расколы и мятежи с прочими творяще».

Из князей в ссылке на Кожозере был Иван Сицкий, сосланный сюда Борисом Годуновым на вечное заточение, и насильно постриженный в монахи. Сюда же ссылались люди за принадлежность к расколу. Протопопа Аввакума с товарищами должны были перевести в 1686 году из Пустозерска в Кожозерский монастырь, по этому поводу даже был издан царский указ, но он почему-то так и остался не исполненным. Насельники Кожозерской обители не допускали раскола в свои ряды, придерживались нововведений Никона, активно боролись со старообрядчеством. Наличие двух Никоновских монастырей в Онежском уезде (ставропигиальный Крестный монастырь на Кий-острове и этот) способствовало тому, что в XIX веке Онежский уезд был единственным в Архангельской губернии, незараженным старообрядчеством, хотя единичные проявления старообрядчества все же встречались почти до начала ХХ века.

За годы существования монастырь получил несколько царских грамот:

1. Грамота царей Иоанна и Петра от 28 мая 1684 года, которой не велено было брать пенных денег в даточных людей.

2. Жалованная грамота от 16 февраля 1690 года на речку Куросу и сенные при ней покосы.

3. Грамота от 10 декабря 1691 года на деревню Калитинскую и Кялованский деревенский участок с рыбной ловлей и сенными покосами.

4. Такая же грамота от 20 февраля 1698 года пожалована на Кяндскую волость.

5. Грамотой от 2 апреля 1701 года пожертвована семужная тоня на морском берегу

В конце Правления игумена Пахомия сгорели обе монастырские церкви, и митрополит новгородский Корнилий дал благословенную грамоту для постройки двух новых храмов: Богоявления Господня с приделом Николая Чудотворца (холодного) и Благовещения Пресвятой Бородице с трапезной (теплого), которые и были построены при игумене Анании.

В начале XVIII века при игумене Матфее (1707-1716) на деньги, пожертвованные новгородским митрополитом Иовом, были построены новая ограда вокруг монастыря, колокольня, а на Святых Вратах - церковь пророка Ильи, освященная в 1714 году. В 1730 году пожар истребил весь монастырь, и только в 1732 году была построена на месте двух сгоревших единственная двухэтажная церковь над гробом Никодима. На втором этаже этой церкви была служба Благовещения Пресвятой Богородицы, а внизу находилась служба Николы Чудотворца, там же и стоял гроб Преподобного Никодима. «Над гробом образ его писан на красках, на нем венец и цата серебряные, чеканные, позлащенные, рака медная, около раки решетка железная, а на раке Покров».

Эта церковь просуществовала до восстановления монастыря в 1852 году, которое последовало после его временного упразднения в 1764 году. Погибла эта церковь в результате ее ограбления злоумышленниками в 1852 году и умышленного поджога с целью сокрытия преступления. Есть сведения, что, по крайней мере, до 1764 года вокруг монастыря была деревянная ограда, при коей имелось трое ворот. Над Святыми воротами была деревянная колокольня, а на ней висели семь колоколов, больших и малых, в ней же были часы богатые, железные, старинные (дар Боголепа).

В XVIII веке в монастыре было 13 братских келий с больницей, поварней, хлебной, кроме того, была еще одна келья при надвратной Ильинской церкви. В начале 18 века при иеромонахе Корнилии (1723-1738) жители раскольного Янгорского жительства и Кривого пояса (в 30 верстах от монастыря) с оружием, рогатинами, с пищалями не давали монастырским наряднику и трудникам расчищать подсеки и пожни, которые прилегали к Кожозеру. Староворы стреляли из ружей по лесным избушкам (станам) и по карбасам, не давали проезда по реке. Так называемыми «староверами» руководили не религиозный фанатизм, а экономические соображения. Корнилий подал на раскольников в суд, и те, осознав неправильность своих действий, поспешили примириться с монастырем. Надо сказать, что «староверами» в ту пору, да еще и при Советской власти в народе называли недругов.

Кожозерский монастырь был богат, что видно из ведомости описи имущества монастыря, составленной по указу императрицы Анны Иоанновны в 1739 году. В этой ведомости перечисляются следующие угодья:

1. Рыбные ловли на озерах Кожа и Кено, на речке Коже, на море четыре семужные тони - Каменка, Печанка, Дощанка, Кега.

2. Сенные покосы на речке Курос на 50 возов и при монастыре на 48 копен.

3. Мельницы - водяная, одножерновая на речке Коже, такие же на речках Шуйке, Кянде, Ранованском ручье. Водяная мельница с двумя жерновами на речке Тявзе и ветряная при монастыре.

4. Три соляные варницы - одна в деревне Шибатовской и две в Шуйской волости.

5. Деревень у монастыря было 11, в каждой деревне имелось по одному монастырскому двору. В деревнях собиралось 400 копен сена, более 60 голов лошадей, а рогатого скота более 200 голов, пашенной земли было 125 четвертей, хлеба в умолот ржи и жита - до 700 четвертей.

Всего этого было достаточно для процветания монастыря и содержания 100 человек братии, но беда в том, что игумены стали воровать, а последний игумен - иеромонах Андроник (1763-1764) погубил дело монастыря и себя воровством, мздоимством, пьянством, разгульной и развратной жизнью. Иеромонах Фирс и монах Афанасий писали 20 марта 1763 года про Андроника в Каргополь Спасскому Архимандриту: «Имеет за собой и казначейскую должность. Хлеб, скот, масло продает без братского согласия... деньги себе берет... Харчем кормит скудно... иногда без обеда и ужина были... Трудники живут безденежно, ходят наги и босы, а он им говорит: не дан вам ничего, хоть вон подите... С братией в трапезе не обедает, ни в келье своей, но на коровьем дворе о коровницами ест, и пьет с ними, и нет такого дня, чтобы он туда не ходил... ходит и ночью».

Естественно, что при таком настоятеле монастырь дошел до полного своего упадка и был закрыт. В 1852 году монастырь восстановили. Число монахов вновь быстро увеличилось до 100 человек. На месте сгоревшей церкви над мощами Преподобного Никодима устроили усыпальню, а над гробницами старцев Серапиона и Авраамия - часовню. Новый настоятель - иеромонах Петерим развернул бурную строительную деятельность. При нем построили не только дорогу, но и каменные монастырские здания: Успенский собор и Преображенский храм с трапезной, двухэтажный корпус настоятеля, каменные Святые Ворота с надвратной церковью Св. Ильи, а также некоторые здания хозяйственного значения.

События Гражданской войны на Севере также оставили след в истории Кожозерского монастыря. Во время интервенции в Кожозерском монастыре остановился отряд белых, посланный сюда властями для прекращения грабительской деятельности некоторых местных крестьян. Грабежи были прекращены, грабители наказаны, но дальнейший путь представителям властей преградили красные партизаны. Следы происходившего здесь боя и поныне видны на стенах монастырских зданий. Там же имеется и братская могила погибших партизан. Кстати, красные партизаны (банда юнцов из рабочих онежских лесозаводов, в которой самому старшему было 23 года) нанесли большой урон монастырю, разграбили его ризницу и остальное имущество, закололи штыками часть монахов, остальных разогнали. Таким образом, монастырь прекратил своё существование как монастырь.

Сразу после Гражданской войны в монастыре основали красную коммуну. Коммуна завладела остатками имущества некогда богатого монастыря. На «обобществление» монастырского имущества собралось много людей, и коммунарам стало тесно жить в помещениях монастыря. Но для добычи пушнины, рыбы, занятий сельским хозяйством требовались физически и духовно здоровые, не ленивые люди, а таких в коммуне оказалось мало, тем более что результаты труда делили поровну, без учета индивидуального трудового вклада. К тому же в 1923 году остатки монастырских ценностей были реквизированы большевиками, инвентарь износился, паразитировать стало не на чем. По этой причине коммуна распалась, просуществовав чуть более двух лет. Эта коммуна, как и множество других в послереволюционной России, была сродни платоновской коммуне в Чевенгуре.

В советское время на Кожозере возник рабочий поселок лесозаготовителей, который эксплуатировал старые монастырские здания. Он просуществовал до конца 1950-х годов. До последнего времени более там никто не жил, кроме наведывавшихся туда рыбаков» [18].

Библиография

8. Архангельская область. Административно-территориальное деление Архангельской области РСФСР: По состоянию на март 1983 г. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1983. - 1 л.

9. Архангельская область. Административно-территориальное деление (По состоянию на 1 января 1984 года). - Архангельск: Сев-Зап. кн. изд-во, 1984. - 174 с.

10. Архангельская область. Масштаб 1:1500000. Карта составлена и подготовлена к печати фабрикой № 5 в 1986 г. - М.: ГУГК при Совете Министров СССР, 1987. - 1 л.

11. Архангельская область, Ненецкий автономный округ. Дорожный атлас: Топографическая основа, автосервис, схемы транспортных узлов, дорожные знаки / Федеральная служба геодезии и картографии России. Автодорожные атласы России. Атлас составлен и подготовлен к изданию ФГУП «Аэрогеодезия» в 2003 г. - СПб.: ФГУП «Аэрогеодезия», 2004. - 72 с.: карты, схемы.

12. Архангельская область, Ненецкий автономный округ. Топографическая карта. Масштаб 1:1000000 / Карты административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации. Федеральное агенство геодезии и картографии. Карта составлена и подготовлена к изданию Федеральным Государственным Унитарным Предприятием «Аэрогеодезия» в 2005 г. - СПб.: ФГУП «Аэрогеодезия», 2005. - 1 л.+ 21 с. (Указатель географических названий).

18. Дерягин Г.Б. Окрестности Онеги [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/region/okronegi.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

65. Медведев П.П. Система расселения и объемно-планировочные структуры сельских поселений в бассейне реки Онеги (опыт ареального исследования) // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера: Межвуз. сб. - Петрозаводск, 1989. - С. 67-84, ил.

71. Общегеографический региональный атлас «Архангельская область. Ненецкий автономный округ». - Изд-е 1-е, 2006 г. - М: ФГУП «439 ЦЭВКФ» МО РФ, 2006. - 95 с.

76. Портал «Onegaonline.ru» [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.onegaonline.ru/html/dz2/seetext.asp?kod=95, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

90. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера: Пространственная организация, композиционные приемы, восприятие. - Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1982. - 168 с.: ил.

1059. Онега. СССР. РСФСР. Р-37-А,Б. М 1:500000 / Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. Карта составлена в 1977 г. Состояние местности на 1982-86 гг. Исправлена и подготовлена к изданию в 1990 г. ПО «Сев.-Зап. Аэрогеодезия» ГУГК СССР. 192102, г. Ленинград, ул. Бухарестская, 6. Редактор Т.А. Мартынова. Технический редактор В.Т. Викторов. Подписана к печати 16.01.91 г. Л.: ГУГК при Совете Министров СССР, 1991. - 1 л.

1063. Старые карты Онежского уезда Архангельской губернии, границы уезда [Электронный ресурс]. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://starye-karty.litera-ru.ru/uezd/arh_karta-onezhskiy_uezd.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

1073. Атлас Архангельской епархии. Издан по распоряжению Архангельскаго епархиальнаго начальства в 1890 году. - Архангельск: Типолитография В. Черепанова в Архангельске, 1890.